Текст 27

एवं मे पुण्डरीकाक्ष महान्तं संशयं हृदि ।
छेत्तुमर्हसि सर्वज्ञ वचोभिर्नयनैपुणै: ॥ २७ ॥
эвам̇ ме пун̣д̣арӣка̄кша
маха̄нтам̇ сам̇ш́айам̇ хр̣ди
чхеттум архаси сарва-джн̃а
вачобхир найа-наипун̣аих̣
эвам — так; ме — мое; пун̣д̣арӣка — о лотосоокий Господь; маха̄нтам — великое; сам̇ш́айам — сомнение; хр̣ди — в моем сердце; чхеттум — разрубить; архаси — Ты должен; сарва — о всеведущий; вачобхих̣ — Своими речами; найа — в аргументации; наипун̣аих̣ — очень искусный.

Перевод:

О лотосоокий Кришна, о всеведущий Господь, будь милостив, разруби тугой узел этого сомнения в моем сердце Своими речами, которые демонстрируют Твое безупречное владение логикой.

Комментарий:

Шри Уддхава просит Господа Кришну со всей ясностью показать разницу между материальным телом и вечной душой.
Следующие материалы:

Текст 28

त्वत्तो ज्ञानं हि जीवानां प्रमोषस्तेऽत्र शक्तित: ।
त्वमेव ह्यात्ममायाया गतिं वेत्थ न चापर: ॥ २८ ॥
тватто джн̃а̄нам̇ хи джӣва̄на̄м̇
прамошас те ’тра ш́актитах̣
твам эва хй а̄тма-ма̄йа̄йа̄
гатим̇ веттха на ча̄парах̣
тваттах̣ — от Тебя; джн̃а̄нам — знание; хи — поистине; джӣва̄на̄м — живых существ; прамошах̣ — исчезновение; те — Твоей; атра — этого знания; ш́актитах̣ — энергией; твам — Ты; эва — один; хи — несомненно; а̄тма — Твоей; ма̄йа̄йа̄х̣ — иллюзорной энергии; гатим — истинную природу; веттха — знаешь; на — не; ча — и; апарах̣ — любой другой.

Перевод:

От Тебя одного все живые существа получают знание, и только силой Твоей энергии это знание уходит от них. Поистине, никто, кроме Тебя, не способен понять подлинную природу Твоей иллюзорной энергии.

Комментарий:

Как утверждается в «Бхагавад-гите», маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча: память, знание и забвение исходят от Кришны. По беспричинной милости Господа человек обретает знание, а под влиянием иллюзорной энергии Господа это знание исчезает, в результате чего человек погружается в невежество. Те, кто сбит с толку майей, не понимают разницы между материальным телом и душой, и, чтобы устранить этот покров невежества, им нужно слушать Самого Господа.

Текст 29

श्रीभगवानुवाच
प्रकृति: पुरुषश्चेति विकल्प: पुरुषर्षभ ।
एष वैकारिक: सर्गो गुणव्यतिकरात्मक: ॥ २९ ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
пракр̣тих̣ пурушаш́ чети
викалпах̣ пурушаршабха
эша ваика̄риках̣ сарго
гун̣а-вйатикара̄тмаках̣
ш́рӣ — Господь, Верховная Личность Бога, сказал; пракр̣тих̣ — природа; пурушах̣ — наслаждающийся, живое существо; ча — и; ити — так; викалпах̣ — полное различие; пуруша — о лучший из людей; эшах̣ — это; ваика̄риках̣ — подверженное трансформации; саргах̣ — творение; гун̣а — гун природы; вйатикара — на возбуждении; а̄тмаках̣ — основанное.

Перевод:

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: О лучший из людей, материальная природа и тот, кто наслаждается ею, полностью отличны друг от друга. Видимое глазу творение, построенное на возбуждении гун природы, подвергается постоянным преобразованиям.

Комментарий:

Слово пуруша может указывать как на живое существо, так и на Верховного Господа, высшее живое существо. Подверженная изменениям материальная природа исполнена двойственности, тогда как Господь един и абсолютен. Материальная природа зависит от того, кто ее творит, поддерживает и уничтожает, Господь же полностью самодостаточен и не зависит ни от кого. Материальная природа не обладает сознанием, инертна и не способна воспринимать саму себя, а Верховный Господь всеведущ, причем Его знание не зависит от внешних источников. Индивидуальное живое существо разделяет с Господом Его качества вечности, блаженства и знания и, как и Он, не имеет ничего общего с материальной природой.
Слово сарга указывает здесь на образование материального тела, покрывающего душу. Материальное тело постоянно изменяется, а потому явно отличается от живого существа, которое вечно и неизменно. В трансцендентном царстве Бога, в отличие от материального мира, нет ни противоборства сил, ни возбуждения, сопутствующих творению, поддержанию и разрушению вселенной. Все разнообразие духовного мира — это разнообразие проявлений трансцендентной любви, или сознания Кришны, которое есть изначальное, естественное положение души.