Текст 26

श्रीउद्धव उवाच
प्रकृति: पुरुषश्चोभौ यद्यप्यात्मविलक्षणौ । अन्योन्यापाश्रयात् कृष्ण द‍ृश्यते न भिदा तयो: । प्रकृतौ लक्ष्यते ह्यात्मा प्रकृतिश्च तथात्मनि ॥ २६ ॥
ш́рӣ-уддхава ува̄ча
пракр̣тих̣ пурушаш́ чобхау
йадй апй а̄тма-вилакшан̣ау
анйонйа̄па̄ш́райа̄т кр̣шн̣а
др̣ш́йате на бхида̄ тайох̣
пракр̣тау лакшйате хй а̄тма̄
пракр̣тиш́ ча татха̄тмани
ш́рӣ — Шри Уддхава сказал; пракр̣тих̣ — природа; пурушах̣ — наслаждающийся, или живое существо; ча — и; убхау — оба; йади — хотя; а̄тма — по своему положению; вилакшан̣ау — различаются; анйонйа — взаимного; апа̄ш́райа̄т — из за прибежища; кр̣шн̣а — о Господь Кришна; др̣ш́йате — не видно; бхида̄ — какой либо разницы; тайох̣ — между ними; пракр̣тау — в природе; лакшйате — видима; хи — поистине; а̄тма̄ — душа; пракр̣тих̣ — природа; ча — и; татха̄ — также; а̄тмани — в душе.

Перевод:

Шри Уддхава спросил: О Господь Кришна, хотя природа и живое существо различаются по самой своей сути, кажется, что между ними нет разницы, поскольку они как бы находятся друг в друге: душа пребывает внутри природы, а природа — внутри души.

Комментарий:

Шри Уддхава выражает здесь сомнение, которое может возникнуть в сердце обычной обусловленной души. В Ведах говорится, что материальное тело — это временный продукт гун материальной природы, а обладающее сознанием живое существо, пребывающее в теле, — вечная душа. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна утверждает, что материальные элементы, из которых состоит тело, — это Его отделенная, низшая энергия, а живое существо — это высшая, обладающая сознанием, энергия Господа. Тем не менее в обусловленной жизни материальное тело и обусловленная душа кажутся неразделимыми, а потому неотличными друг от друга. Поскольку живое существо входит во чрево матери и со временем выходит из него в сформировавшемся теле, кажется, что душа очень глубоко погрузилась в материальную природу. Точно так же, поскольку душа отождествляет себя с материальным телом, кажется, что тело глубоко проникло в сознание души. Более того, без присутствия души тело не может существовать. Из- за этой кажущейся взаимозависимости разницу между телом и душой очень сложно увидеть. Чтобы прояснить все это, Шри Уддхава задает Господу этот вопрос.
Следующие материалы:

Текст 27

एवं मे पुण्डरीकाक्ष महान्तं संशयं हृदि ।
छेत्तुमर्हसि सर्वज्ञ वचोभिर्नयनैपुणै: ॥ २७ ॥
эвам̇ ме пун̣д̣арӣка̄кша
маха̄нтам̇ сам̇ш́айам̇ хр̣ди
чхеттум архаси сарва-джн̃а
вачобхир найа-наипун̣аих̣
эвам — так; ме — мое; пун̣д̣арӣка — о лотосоокий Господь; маха̄нтам — великое; сам̇ш́айам — сомнение; хр̣ди — в моем сердце; чхеттум — разрубить; архаси — Ты должен; сарва — о всеведущий; вачобхих̣ — Своими речами; найа — в аргументации; наипун̣аих̣ — очень искусный.

Перевод:

О лотосоокий Кришна, о всеведущий Господь, будь милостив, разруби тугой узел этого сомнения в моем сердце Своими речами, которые демонстрируют Твое безупречное владение логикой.

Комментарий:

Шри Уддхава просит Господа Кришну со всей ясностью показать разницу между материальным телом и вечной душой.

Текст 28

त्वत्तो ज्ञानं हि जीवानां प्रमोषस्तेऽत्र शक्तित: ।
त्वमेव ह्यात्ममायाया गतिं वेत्थ न चापर: ॥ २८ ॥
тватто джн̃а̄нам̇ хи джӣва̄на̄м̇
прамошас те ’тра ш́актитах̣
твам эва хй а̄тма-ма̄йа̄йа̄
гатим̇ веттха на ча̄парах̣
тваттах̣ — от Тебя; джн̃а̄нам — знание; хи — поистине; джӣва̄на̄м — живых существ; прамошах̣ — исчезновение; те — Твоей; атра — этого знания; ш́актитах̣ — энергией; твам — Ты; эва — один; хи — несомненно; а̄тма — Твоей; ма̄йа̄йа̄х̣ — иллюзорной энергии; гатим — истинную природу; веттха — знаешь; на — не; ча — и; апарах̣ — любой другой.

Перевод:

От Тебя одного все живые существа получают знание, и только силой Твоей энергии это знание уходит от них. Поистине, никто, кроме Тебя, не способен понять подлинную природу Твоей иллюзорной энергии.

Комментарий:

Как утверждается в «Бхагавад-гите», маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча: память, знание и забвение исходят от Кришны. По беспричинной милости Господа человек обретает знание, а под влиянием иллюзорной энергии Господа это знание исчезает, в результате чего человек погружается в невежество. Те, кто сбит с толку майей, не понимают разницы между материальным телом и душой, и, чтобы устранить этот покров невежества, им нужно слушать Самого Господа.