Текст 24
Оригинал:
एकादशत्व आत्मासौ महाभूतेन्द्रियाणि च ।
अष्टौ प्रकृतयश्चैव पुरुषश्च नवेत्यथ ॥ २४ ॥
Транскрипция:
эка̄даш́атва а̄тма̄сау
маха̄-бхӯтендрийа̄н̣и ча
ашт̣ау пракр̣тайаш́ чаива
пурушаш́ ча наветй атха
Синонимы:
эка̄даш́атве — при учете одиннадцати; а̄тма̄ — душа; асау — эта; маха̄ — грубые элементы; индрийа̄н̣и — чувства; ча — и; ашт̣ау — восемь; пракр̣тайах̣ — природных элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго); ча — также; эва — несомненно; пурушах̣ — Верховный Господь; ча — и; нава — девять; ити — так; атха — кроме того.
Перевод:
Одиннадцать элементов — это душа, грубые элементы и чувства. Восемь грубых и тонких элементов, а также Верховный Господь составляют девять.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 25
Оригинал:
इति नानाप्रसङ्ख्यानं तत्त्वानामृषिभि: कृतम् ।
सर्वं न्याय्यं युक्तिमत्त्वाद् विदुषां किमशोभनम् ॥ २५ ॥
Транскрипция:
ити на̄на̄-прасан̇кхйа̄нам̇
таттва̄на̄м р̣шибхих̣ кр̣там
сарвам̇ нйа̄ййам̇ йуктиматтва̄д
видуша̄м̇ ким аш́обханам
Синонимы:
ити — итак; на̄на̄ — разные; прасан̇кхйа̄нам — подсчеты; таттва̄на̄м — элементов; р̣шибхих̣ — мудрецами; кр̣там — были сделаны; сарвам — все это; нйа̄ййам — логичное; йукти — благодаря наличию разумных аргументов; видуша̄м — у образованных людей; ким — какой еще; аш́обханам — недостаток способностей.
Перевод:
Так великие философы множеством разных способов проанализировали материальные элементы. Все эти теории вполне разумны, поскольку убедительно доказываются с помощью логики. Поистине, нет ничего удивительного в том, что по-настоящему ученые мужи демонстрируют столь выдающиеся способности к философии.
Комментарий:
Множество выдающихся философов множеством разных способов анализировали материальный мир, но в конце неизменно приходили к одному и тому же — Верховной Личности Бога, Ва̄судеве. Начинающим философам не стоит терять драгоценное время, пытаясь продемонстрировать свои интеллектуальные способности, ибо материальный мир уже изучен вдоль и поперек. Следует просто предаться Абсолютной Истине, высшему элементу, Господу Шри Кришне, и раскрыть свое вечное сознание Бога.
Текст 26
Оригинал:
श्रीउद्धव उवाच
प्रकृति: पुरुषश्चोभौ यद्यप्यात्मविलक्षणौ । अन्योन्यापाश्रयात् कृष्ण दृश्यते न भिदा तयो: । प्रकृतौ लक्ष्यते ह्यात्मा प्रकृतिश्च तथात्मनि ॥ २६ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-уддхава ува̄ча
пракр̣тих̣ пурушаш́ чобхау
йадй апй а̄тма-вилакшан̣ау
анйонйа̄па̄ш́райа̄т кр̣шн̣а
др̣ш́йате на бхида̄ тайох̣
пракр̣тау лакшйате хй а̄тма̄
пракр̣тиш́ ча татха̄тмани
Синонимы:
ш́рӣ — Шри Уддхава сказал; пракр̣тих̣ — природа; пурушах̣ — наслаждающийся, или живое существо; ча — и; убхау — оба; йади — хотя; а̄тма — по своему положению; вилакшан̣ау — различаются; анйонйа — взаимного; апа̄ш́райа̄т — из за прибежища; кр̣шн̣а — о Господь Кришна; др̣ш́йате — не видно; бхида̄ — какой либо разницы; тайох̣ — между ними; пракр̣тау — в природе; лакшйате — видима; хи — поистине; а̄тма̄ — душа; пракр̣тих̣ — природа; ча — и; татха̄ — также; а̄тмани — в душе.
Перевод:
Шри Уддхава спросил: О Господь Кришна, хотя природа и живое существо различаются по самой своей сути, кажется, что между ними нет разницы, поскольку они как бы находятся друг в друге: душа пребывает внутри природы, а природа — внутри души.
Комментарий:
Шри Уддхава выражает здесь сомнение, которое может возникнуть в сердце обычной обусловленной души. В Ведах говорится, что материальное тело — это временный продукт гун материальной природы, а обладающее сознанием живое существо, пребывающее в теле, — вечная душа. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна утверждает, что материальные элементы, из которых состоит тело, — это Его отделенная, низшая энергия, а живое существо — это высшая, обладающая сознанием, энергия Господа. Тем не менее в обусловленной жизни материальное тело и обусловленная душа кажутся неразделимыми, а потому неотличными друг от друга. Поскольку живое существо входит во чрево матери и со временем выходит из него в сформировавшемся теле, кажется, что душа очень глубоко погрузилась в материальную природу. Точно так же, поскольку душа отождествляет себя с материальным телом, кажется, что тело глубоко проникло в сознание души. Более того, без присутствия души тело не может существовать. Из- за этой кажущейся взаимозависимости разницу между телом и душой очень сложно увидеть. Чтобы прояснить все это, Шри Уддхава задает Господу этот вопрос.