Текст 19

सप्तैव धातव इति तत्रार्था: पञ्चखादय: ।
ज्ञानमात्मोभयाधारस्ततो देहेन्द्रियासव: ॥ १९ ॥
саптаива дха̄тава ити
татра̄ртха̄х̣ пан̃ча кха̄дайах̣
джн̃а̄нам а̄тмобхайа̄дха̄рас
тато дехендрийа̄савах̣
сапта — семь; эва — поистине; дха̄тавах̣ — элементов; ити — говорящие так; татра — там; артха̄х̣ — физических элементов; пан̃ча — пять; кха — начиная с эфира; джн̃а̄нам — душа, обладающая знанием; а̄тма̄ — Высшая Душа; убхайа — обеих (созерцаемой природы и созерцающей дживы); а̄дха̄рах̣ — основа; татах̣ — из этих; деха — тело; индрийа — чувства; асавах̣ — и потоки жизненного воздуха.

Перевод:

Некоторые философы полагают, что существует семь элементов — земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также обладающая сознанием душа и Высшая Душа, являющаяся основой как материальных элементов, так и души. Согласно этой теории, тело, чувства, жизненный воздух и все материальные явления возникают из этих семи элементов.

Комментарий:

Объяснив Свою точку зрения, Господь начинает вкратце излагать другие способы классификации элементов.
Следующие материалы:

Текст 20

षडित्यत्रापि भूतानि पञ्चषष्ठ: पर: पुमान् ।
तैर्युक्त आत्मसम्भूतै: सृष्ट्वेदं समपाविशत् ॥ २० ॥
шад̣ итй атра̄пи бхӯта̄ни
пан̃ча шашт̣хах̣ парах̣ пума̄н
таир йукта а̄тма-самбхӯтаих̣
ср̣шт̣ведам̇ самупа̄виш́ат
шат̣ — шесть; ити — так; атра — согласно этой теории; апи — также; бхӯта̄ни — элементов; пан̃ча — пять; шашт̣хах̣ — шестой; парах̣ — трансцендентный; пума̄н — Бог, Верховная Личность; таих̣ — с теми (пятью грубыми элементами); йуктах̣ — соединенный; а̄тма — из Себя; самбхӯтаих̣ — сотворил; ср̣шт̣ва̄ — испустив; идам — это творение; самупа̄виш́ат — Он вошел в него.

Перевод:

Другие философы утверждают, что существует шесть элементов — пять физических элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир) и Верховная Личность Бога, шестой элемент. Этот Верховный Господь с помощью элементов, порожденных Им, творит вселенную, а затем лично входит в нее.

Комментарий:

Шрила Шридхара Свами пишет, что в этой философии обычное живое существо относится к той же категории, что и Сверхдуша. Таким образом, сторонники этой теории признают только Верховную Личность Бога и пять физических элементов.

Текст 21

चत्वार्येवेति तत्रापि तेज आपोऽन्नमात्मन: ।
जातानि तैरिदं जातं जन्मावयविन: खलु ॥ २१ ॥
чатва̄рй эвети татра̄пи
теджа а̄по ’ннам а̄тманах̣
джа̄та̄ни таир идам̇ джа̄там̇
джанма̄вайавинах̣ кхалу
чатва̄ри — четыре; эва — также; ити — таким образом; татра — в этом случае; апи — даже; теджах̣ — огонь; а̄пах̣ — вода; аннам — земля; а̄тманах̣ — из Высшего «Я»; джа̄та̄ни — возникающие; таих̣ — от них; идам — этот мир; джа̄там — появился; джанма — рождение; авайавинах̣ — проявленного; кхалу — поистине.

Перевод:

Некоторые философы полагают, что есть четыре первоэлемента, три из которых (огонь, вода и земля) возникли из четвертого — Высшего «Я». Возникнув, эти элементы создают космическое проявление, в котором происходит сотворение всей материальной вселенной.

Комментарий:

[]