Текст 14

पुरुष: प्रकृतिर्व्यक्तमहङ्कारो नभोऽनिल: ।
ज्योतिराप: क्षितिरिति तत्त्वान्युक्तानि मे नव ॥ १४ ॥
пурушах̣ пракр̣тир вйактам
ахан̇ка̄ро набхо ’нилах̣
джйотир а̄пах̣ кшитир ити
таттва̄нй укта̄ни ме нава
пурушах̣ — наслаждающийся; пракр̣тих̣ — природа; вйактам — первичное проявление материи; ахан̇ка̄рах̣ — ложное эго; набхах̣ — эфир; анилах̣ — воздух; джйотих̣ — огонь; а̄пах̣ — вода; кшитих̣ — земля; ити — так; таттва̄ни — элементы творения; укта̄ни — были описаны; ме — Мной; нава — девять.

Перевод:

Девять основных элементов, о которых Я говорил, — это наслаждающаяся душа, природа, первичное проявление природы в виде махат-таттвы, ложное эго, эфир, воздух, огонь, вода и земля.

Комментарий:

Пракрити, или природа, вначале не проявлена, а затем проявляется в виде махат-таттвы. Хотя живое существо называют пурушей, наслаждающимся, по-настоящему наслаждаться оно может, когда удовлетворяет трансцендентные чувства Господа, подобно тому как рука получает питание, отправляя пищу в желудок. В царстве материальной природы живое существо становится мнимым наслаждающимся, забывая о своем положении слуги Господа. И этот систематический анализ материальных элементов, а также живого существа и Сверхдуши призван показать обусловленным душам, что они по своему изначальному, естественному положению находятся за пределами материальной природы.
Следующие материалы:

Текст 15

श्रोत्रं त्वग्दर्शनं घ्राणो जिह्वेति ज्ञानशक्तय: ।
वाक्पाण्युपस्थपाय्वङ्‍‍घ्रि: कर्माण्यङ्गोभयं मन: ॥ १५ ॥
ш́ротрам̇ тваг дарш́анам̇ гхра̄н̣о
джихвети джн̃а̄на-ш́актайах̣
ва̄к-па̄н̣й-упастха-па̄йв-ан̇гхрих̣
карма̄н̣й ан̇гобхайам̇ манах̣
ш́ротрам — слух; твак — ощущение прикосновения, возникающее в коже; дарш́анам — зрение; гхра̄н̣ах̣ — обоняние; джихва̄ — ощущение вкуса, возникающее в языке; ити — так; джн̃а̄на — познающие чувства; ва̄к — речь; па̄н̣и — руки; упастха — гениталии; па̄йу — анус; ан̇гхрих̣ — и ноги; карма̄н̣и — действующие органы; ан̇га — Мой дорогой Уддхава; убхайам — принадлежащий к обеим этим категориям; манах̣ — ум.

Перевод:

Мой дорогой Уддхава, слух, осязание, зрение, обоняние и вкус — это пять познающих чувств, а орган речи, руки, гениталии, анус и ноги — пять рабочих органов. Ум принадлежит к обеим этим категориям.

Комментарий:

В этом стихе перечислены одиннадцать элементов.

Текст 16

शब्द: स्पर्शो रसो गन्धो रूपं चेत्यर्थजातय: ।
गत्युक्त्युत्सर्गशिल्पानि कर्मायतनसिद्धय: ॥ १६ ॥
ш́абдах̣ спарш́о расо гандхо
рӯпам̇ четй артха-джа̄тайах̣
гатй-уктй-утсарга-ш́илпа̄ни
карма̄йатана-сиддхайах̣
ш́абдах̣ — звук; спарш́ах̣ — прикосновение; расах̣ — вкус; гандхах̣ — запах; рӯпам — форма; ча — и; ити — так; артха — объектов чувств; джа̄тайах̣ — категории; гати — перемещение; укти — речь; утсарга — выведение из организма отходов жизнедеятельности (через гениталии и анус); ш́илпа̄ни — и изготовление; карма — вышеназванными рабочими органами; сиддхайах̣ — совершается.

Перевод:

Звук, тактильное ощущение, вкус, запах и форма — вот объекты познающих чувств. Перемещение, речь, выведение из организма отходов жизнедеятельности и изготовление чего-либо — таковы функции органов действия.

Комментарий:

Слово утсарга указывает здесь на выведение из организма отходов жизнедеятельности, и, поскольку органов, через которые это происходит, два (гениталии и анус), это слово обозначает сразу два элемента. Таким образом, в этом стихе перечислены десять элементов — две группы по пять элементов в каждой.