Текст 12
Оригинал:
प्रकृतिर्गुणसाम्यं वै प्रकृतेर्नात्मनो गुणा: ।
सत्त्वं रजस्तम इति स्थित्युत्पत्त्यन्तहेतव: ॥ १२ ॥
Транскрипция:
пракр̣тир гун̣а-са̄мйам̇ ваи
пракр̣тер на̄тмано гун̣а̄х̣
саттвам̇ раджас тама ити
стхитй-утпаттй-анта-хетавах̣
Синонимы:
пракр̣тих̣ — материальная природа; гун̣а — трех гун; са̄мйам — изначальное равновесие; ваи — поистине; пракр̣тех̣ — природы; на — не души́; гун̣а̄х̣ — эти гуны; саттвам — благость; раджах̣ — страсть; тамах̣ — невежество; ити — называемые так; стхити — поддержания вселенной; утпатти — ее сотворения; анта — и ее уничтожения; хетавах̣ — причины.
Перевод:
Природа изначально представляет собой равновесие трех материальных гун, которые относятся только к природе и не имеют ничего общего с трансцендентной душой. Эти гуны — благость, страсть и невежество — являются действенными причинами поддержания, сотворения и уничтожения этой вселенной.
Комментарий:
В «Бхагавад-гите» (3.27) говорится:
пракр̣тех̣ крийама̄н̣а̄ни
гун̣аих̣ карма̄н̣и сарваш́ах̣
ахан̇ка̄ра-вимӯд̣ха̄тма̄
карта̄хам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершаются тремя гунами материальной природы».
В своем изначальном состоянии равновесия эти три гуны (равно как и мироздание, возникшее в результате их взаимодействия) гораздо более могущественны, чем подчиненное им крошечное живое существо. Таким образом, душу нельзя считать настоящим исполнителем действий или созидающим фактором материального мира. Гуна благости характеризуется ощущением знания, гуна страсти — ощущением деятельности, а гуна невежества — ощущением тьмы. Все эти гуны — материальное знание, деятельность и невежество — по-настоящему не имеют отношения к трансцендентной душе, собственные качества которой — вечность, знание и блаженство (сандхини, самвит и хладини, энергии Верховного Господа). Материальным гунам нет места в царстве Бога, в этой ничем не ограниченной атмосфере, в которой и должна жить вечная душа.
Следующие материалы:
Текст 13
Оригинал:
सत्त्वं ज्ञानं रज: कर्म तमोऽज्ञानमिहोच्यते ।
गुणव्यतिकर: काल: स्वभाव: सूत्रमेव च ॥ १३ ॥
Транскрипция:
саттвам̇ джн̃а̄нам̇ раджах̣ карма
тамо ’джн̃а̄нам ихочйате
гун̣а-вйатикарах̣ ка̄лах̣
свабха̄вах̣ сӯтрам эва ча
Синонимы:
саттвам — гуна благости; джн̃а̄нам — знание; раджах̣ — гуна страсти; карма — деятельность ради ее плодов; тамах̣ — гуна невежества; аджн̃а̄нам — глупость; иха — в этом мире; учйате — называется; гун̣а — гун; вйатикарах̣ — преобразование в состоянии возбуждения; ка̄лах̣ — время; свабха̄вах̣ — врожденное качество, природа; сӯтрам — махат таттва; ча — также.
Перевод:
В этом мире гуна благости проявляется как знание, гуна страсти — как кармическая деятельность, а гуна тьмы — как невежество. Время воспринимается как взаимодействие материальных гун в возбужденном состоянии, а совокупность их функциональных свойств воплощена в первичном состоянии, именуемом сутра или махат-таттва.
Комментарий:
Силой, побуждающей материальные элементы взаимодействовать, является ход времени. Именно благодаря течению времени человек постепенно развивается во чреве, затем рождается, растет, становится взрослым, производит побочные продукты, а затем стареет и умирает. Все это происходит под влиянием времени. В отсутствие фактора времени материальные элементы не взаимодействуют друг с другом, оставаясь инертными в форме прадханы. Господь Кришна перечисляет основные категории материального мира, чтобы люди могли постигать Его творение. Без четкого выделения этих категорий анализировать и осмысливать мироздание было бы невозможно, ибо у Господа бесконечное количество энергий. Несмотря на то что внутри основных категорий материальных элементов есть множество подкатегорий, душу всегда следует воспринимать как отдельный, трансцендентный элемент, место которому — в царстве Бога.
Текст 14
Оригинал:
पुरुष: प्रकृतिर्व्यक्तमहङ्कारो नभोऽनिल: ।
ज्योतिराप: क्षितिरिति तत्त्वान्युक्तानि मे नव ॥ १४ ॥
Транскрипция:
пурушах̣ пракр̣тир вйактам
ахан̇ка̄ро набхо ’нилах̣
джйотир а̄пах̣ кшитир ити
таттва̄нй укта̄ни ме нава
Синонимы:
пурушах̣ — наслаждающийся; пракр̣тих̣ — природа; вйактам — первичное проявление материи; ахан̇ка̄рах̣ — ложное эго; набхах̣ — эфир; анилах̣ — воздух; джйотих̣ — огонь; а̄пах̣ — вода; кшитих̣ — земля; ити — так; таттва̄ни — элементы творения; укта̄ни — были описаны; ме — Мной; нава — девять.
Перевод:
Девять основных элементов, о которых Я говорил, — это наслаждающаяся душа, природа, первичное проявление природы в виде махат-таттвы, ложное эго, эфир, воздух, огонь, вода и земля.
Комментарий:
Пракрити, или природа, вначале не проявлена, а затем проявляется в виде махат-таттвы. Хотя живое существо называют пурушей, наслаждающимся, по-настоящему наслаждаться оно может, когда удовлетворяет трансцендентные чувства Господа, подобно тому как рука получает питание, отправляя пищу в желудок. В царстве материальной природы живое существо становится мнимым наслаждающимся, забывая о своем положении слуги Господа. И этот систематический анализ материальных элементов, а также живого существа и Сверхдуши призван показать обусловленным душам, что они по своему изначальному, естественному положению находятся за пределами материальной природы.