Текст 1-3

श्रीउद्धव उवाच
कति तत्त्वानि विश्वेश सङ्ख्यातान्यृषिभि: प्रभो ।
नवैकादश पञ्च त्रीण्यात्थ त्वमिह शुश्रुम ॥ १ ॥
केचित् षड्‌विंशतिं प्राहुरपरे पञ्चविंशतिम् ।
सप्तैके नव षट् केचिच्चत्वार्येकादशापरे ।
केचित् सप्तदश प्राहु: षोडशैके त्रयोदश ॥ २ ॥
एतावत्त्वं हि सङ्ख्यानामृषयो यद्विवक्षया ।
गायन्ति पृथगायुष्मन्निदं नो वक्तुमर्हसि ॥ ३ ॥
ш́рӣ-уддхава ува̄ча
кати таттва̄ни виш́веш́а
сан̇кхйа̄та̄нй р̣шибхих̣ прабхо
наваика̄даш́а пан̃ча трӣн̣й
а̄ттха твам иха ш́уш́рума

кечит шад̣-вим̇ш́атим̇ пра̄хур
апаре пан̃ча-вим̇ш́атим̇
саптаике нава шат̣ кечич
чатва̄рй эка̄даш́а̄паре
кечит саптадаш́а пра̄хух̣
шод̣аш́аике трайодаш́а

эта̄ваттвам̇ хи сан̇кхйа̄на̄м
р̣шайо йад-вивакшайа̄
га̄йанти пр̣тхаг а̄йушманн
идам̇ но вактум архаси
ш́рӣ — Шри Уддхава сказал; кати — сколько; таттва̄ни — основных элементов творения; виш́ва — о Господь Вселенной; сан̇кхйа̄та̄ни — перечислено; р̣шибхих̣ — великими знатоками; прабхо — о мой господин; нава — девять (Господь, душа, махат таттва, ложное эго и пять грубых элементов); эка̄каш́а — плюс одиннадцать (десять органов познания и действия, а также ум); пан̃ча — плюс пять (тонкие формы объектов чувств); трӣн̣и — плюс три (гуны благости, страсти и невежества, составляющие вместе с вышеперечисленными двадцать восемь элементов); а̄ттха — утверждал; твам — Ты; иха — во время Своего пребывания в этом мире; ш́уш́рума — так я слышал; кечит — некоторые; шат̣ — двадцать шесть; пра̄хух̣ — говорят; апаре — другие; пан̃ча — двадцать пять; сапта — семь; эке — некоторые; нава — девять; шат̣ — шесть; кечит — некоторые; чатва̄ри — четыре; эка̄даш́а — одиннадцать; апаре — другие же; кечит — некоторые; саптадаш́а — семнадцать; пра̄хух̣ — говорят; шод̣аш́а — шестнадцать; эке — некоторые; трайодаш́а — тринадцать; эта̄ваттвам — такие мысли; хи — поистине; сан̇кхйа̄на̄м — относительно разных подходов к подсчету элементов; р̣шайах̣ — мудрецы; йат — с намерением высказать, какие из идей; га̄йанти — они высказали; пр̣тхак — разными способами; а̄йух̣ — о верховный и вечный; идам — это; нах̣ — нам; вактум — объяснить; архаси — будь добр.

Перевод:

Уддхава спросил: Дорогой Господь, о Владыка Вселенной, сколько элементов творения перечисляют великие мудрецы? Я слышал от Тебя, что всего элементов существует двадцать восемь — Бог, джива, махат-таттва, ложное эго, пять грубых элементов, десять органов тела, ум, пять тонких объектов восприятия и три гуны природы. Однако некоторые ученые говорят, что этих элементов двадцать шесть, другие перечисляют двадцать пять или же семь, девять, шесть, четыре или одиннадцать, а есть и такие, кто считает, что их семнадцать, шестнадцать или тринадцать. Как получается, что мудрецы указывают разное количество элементов творения? Что каждый из них имеет в виду? О вечный Всевышний, пожалуйста, объясни мне это.

Комментарий:

Господь Кришна подробно объяснил в предыдущей главе, что ведическое знание предназначено не для удовлетворения чувств, а для того, чтобы помочь душе освободиться из материального плена. Здесь Уддхава задает несколько дополнительных вопросов, ответы на которые помогут расчистить путь к освобождению. На протяжении всей истории человечества философы спорят о точном количестве материальных элементов, о существовании или несуществовании отдельных внешних объектов, а также о существовании самой души. В разделе Вед гьяна-канда объясняется, как получить освобождение с помощью аналитического изучения материального мира и постижения вечной души — трансцендентного элемента, находящегося за пределами материи. Над всеми элементами стоит Сам Верховный Господь, который поддерживает их Своей личной энергией. Уддхава перечисляет различные мнения мудрецов о том, сколько именно элементов следует учитывать при анализе материального творения. Первым он приводит мнение Самого Господа. В связи с этим очень важно слово а̄йушман, «обладающий вечной формой». Поскольку Господь Кришна вечен, Ему известно прошлое, настоящее и будущее, и потому Он — изначальный и лучший философ.
Как пишет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, разные подходы к подсчету элементов, о которых упоминает Шри Уддхава, на самом деле не противоречат друг другу, поскольку представляют собой разные методы анализа одной и той же реальности. Атеисты, пытаясь описать реальность, не признают существование Бога, а потому их рассуждения суть бесполезные попытки объяснить истину. Господь Сам наделяет разных живых существ способностью размышлять о мире и объяснять его по-разному. Однако истинная реальность — это Сам Господь, который будет сейчас отвечать Шри Уддхаве.
Следующие материалы:

Текст 4

श्रीभगवानुवाच
युक्तं च सन्ति सर्वत्र भाषन्ते ब्राह्मणा यथा ।
मायां मदीयामुद्गृह्य वदतां किं नु दुर्घटम् ॥ ४ ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
йуктам̇ ча санти сарватра
бха̄шанте бра̄хман̣а̄ йатха̄
ма̄йа̄м̇ мадӣйа̄м удгр̣хйа
вадата̄м̇ ким̇ ну дургхат̣ам
ш́рӣ — Господь, Верховная Личность Бога, сказал; йуктам — разумно; ча — даже; санти — они присутствуют; сарватра — везде; бха̄шанте — говорят; бра̄хман̣а̄х̣ — брахманы; ма̄йа̄м — к мистической энергии; мадӣйа̄м — Моей; удгр̣хйа — обращаясь; вадата̄м — для тех, кто говорит; ким — что; ну — в конце концов; дургхат̣ам — будет невозможным.

Перевод:

Господь Кришна ответил: Материальные элементы присутствуют повсюду, а потому нет ничего удивительного в том, что разные ученые брахманы анализируют их по-разному. Все эти философы находятся под покровительством Моей мистической энергии, а потому могут сказать все что угодно, не противореча при этом истине.

Комментарий:

Слова санти сарватра указывают в этом стихе на то, что все материальные элементы присутствуют друг в друге в тонких и грубых формах. Таким образом, существует бесчисленное множество способов их классификации. Материальный мир, по большому счету, иллюзорен, так как постоянно меняется. Его можно измерять самыми разными способами, подобно тому как мираж в пустыне можно описать по-разному, однако классификацию Самого Господа, согласно которой материальных элементов насчитывается двадцать восемь, следует принимать как истину в последней инстанции, ибо она безупречна. Шрила Джива Госвами утверждает, что слово ма̄йа̄ в этом стихе указывает не на махамайю, энергию невежества, а на непостижимую мистическую энергию Господа, в которой находят прибежище ученые — знатоки Вед. Каждый из этих философов раскрывает какую-то часть истины, и все их теории не противоречат друг другу, поскольку описывают одно и то же явление, хотя и в разных системах координат. Философы в материальном мире всегда будут расходиться во мнениях, а потому в данном стихе всем рекомендуется принять точку зрения Самого Господа и прийти к общему знаменателю. Подобно этому, в «Бхагавад-гите» Господь Кришна просит обусловленные души оставить все виды поклонения и в полном сознании Кришны предаться Ему, стать Его слугами. Всю вселенную можно объединить любовью к Богу, если все будут повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Когда Господь открывается Своему искреннему преданному, все противоречия, свойственные аналитической философии, исчезают.

Текст 5

नैतदेवं यथात्थ त्वं यदहं वच्मि तत्तथा ।
एवं विवदतां हेतुं शक्तयो मे दुरत्यया: ॥ ५ ॥
наитад эвам̇ йатха̄ттха твам̇
йад ахам̇ вачми тат татха̄
эвам̇ вивадата̄м̇ хетум̇
ш́актайо ме дуратйайа̄х̣
на — не; этат — это; эвам — так; йатха̄ — как; а̄ттха — говоришь; твам — ты; йат — которое; ахам — я; вачми — говорю; тат — то; татха̄ — так; эвам — таким образом; вивадата̄м — для тех, кто спорит; хетум — о логических объяснениях; ш́актайах̣ — энергии (побуждают); ме — Мои; дуратйайа̄х̣ — непреодолимые.

Перевод:

Философы спорят: «Я не буду анализировать это явление так же, как это делаешь ты», однако все их разногласия — это просто результат действия Моих неодолимых энергий.

Комментарий:

Пребывая под влиянием материальных энергий Верховного Господа, мирские философы постоянно спорят о том, что же появилось раньше: курица или яйцо? Под воздействием гун благости, страсти и невежества разные философы придерживаются разных мнений и, повинуясь влиянию материальной атмосферы, созданной Господом, постоянно спорят друг с другом. Однако Сам Господь недвусмысленно все объяснил. В «Шримад-Бхагаватам» (6.4.31) говорится:
йач-чхактайо вадата̄м̇ ва̄дина̄м̇ ваи
вива̄да-сам̇ва̄да-бхуво бхаванти
курванти чаиша̄м̇ мухур а̄тма-мохам̇
тасмаи намо ’нанта-гун̣а̄йа бхӯмне
«Я склоняюсь перед Ним, вездесущим Верховным Господом, чьи божественные качества бесчисленны. Он пребывает в глубине сердца и побуждает мыслителей, выдвигающих различные идеи, забыть о своей душе и то спорить друг с другом, то приходить к согласию. Так Он не позволяет философам этого мира прийти к окончательному выводу. Я простираюсь ниц перед Ним».