Текст 29

बुधो बालकवत् क्रीडेत् कुशलो जडवच्चरेत् ।
वदेदुन्मत्तवद् विद्वान् गोचर्यां नैगमश्चरेत् ॥ २९ ॥
будхо ба̄лака-ват крӣд̣ет
куш́ало джад̣а-вач чарет
вадед унматта-вад видва̄н
го-чарйа̄м̇ наигамаш́ чарет
будхах̣ — хотя и разумный; ба̄лака — как ребенок (который равнодушен к почету и бесчестью); крӣд̣ет — он должен наслаждаться жизнью; куш́алах̣ — хотя и искусный во многих делах; джад̣а — как отсталый; чарет — он должен действовать; вадет — он должен говорить; унматта — как безумец; видва̄н — хотя и очень ученый; го — поведение, не ограниченное рамками; наигамах̣ — будучи знатоком ведических правил; чарет — должен демонстрировать.

Перевод:

Хотя парамахамса очень мудр, он должен наслаждаться жизнью, как ребенок, которому все равно, почитают его или нет; искусный во многих делах, он тем не менее должен изображать из себя отсталого невежду; обладая обширными познаниями, он должен произносить речи, подобающие безумцам, и, являясь знатоком ведических правил, он, однако, должен вести себя свободно, не считаясь с принятыми нормами.

Комментарий:

Чтобы не прельститься великим почетом, которым люди порой окружают в совершенстве осознавшую себя личность, санньяси-парамахамса, как описано в этом стихе, скрывает свое истинное положение. Тот, кто полностью осознал свою духовную природу, не пытается угодить публике и не стремится к общественному признанию, ибо смысл его жизни — оставаться отрешенным от материального мира и всегда радовать Верховную Личность Бога. Не следуя общепринятым правилам и предписаниям, парамахамса тем не менее никогда не грешит и не нарушает законы нравственности; он просто пренебрегает внешней, ритуальной стороной религиозной традиции — не одевается так, как положено, не проводит те или иные церемонии, не совершает определенные виды аскезы.
Чистые преданные Господа, посвятившие свою жизнь распространению Его святого имени, должны так рассказывать о сознании Кришны, чтобы обычным людям это нравилось и они соглашались вступить на этот путь. Проповедники должны пытаться рассказать о Господе Шри Кришне как можно большему числу людей, но при этом не должны стремиться завоевать себе популярность, прикрываясь развитием миссионерской деятельности. А парамахамсу, который не занят распространением сознания Кришны, и вовсе не должно заботить мнение толпы.
Следующие материалы:

Текст 30

वेदवादरतो न स्यान्न पाषण्डी न हैतुक: ।
शुष्कवादविवादे न कञ्चित् पक्षं समाश्रयेत् ॥ ३० ॥
веда-ва̄да-рато на сйа̄н
на па̄шан̣д̣ӣ на хаитуках̣
ш́ушка-ва̄да-вива̄де на
кан̃чит пакшам̇ сама̄ш́райет
веда — в обрядах карма канды, ритуального раздела Вед; ратах̣ — участвовать; на — никогда; сйа̄т — не должен; на — ни; па̄шан̣д̣ӣ — безбожником, который придерживается взглядов, идущих вразрез с наставлениями Вед; на — ни; хаитуках̣ — простым логиком или скептиком; ш́ушка — на бессмысленные темы; вива̄де — в спорах; на — никогда; кан̃чит — чью либо; пакшам — сторону; сама̄ш́райет — не должен принимать.

Перевод:

Преданный никогда не должен участвовать в обрядах, которые упоминаются в разделе Вед карма-канда; он не должен уподобляться атеистам, говоря или действуя вразрез с Ведами. Он не должен предаваться рассуждениям в духе какого-нибудь логика или скептика, и ему не следует становиться на чью-либо сторону в пустопорожних спорах.

Комментарий:

Хотя преданный-парамахамса, стараясь скрыть свое возвышенное положение, может вести себя странно, некоторые виды деятельности запрещены даже для него. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что, скрывая свой статус, отнюдь не стоит превращаться в какое-то привидение. Слово па̄шан̣д̣а указывает на атеистические учения, противоречащие Ведам (например, буддизм), а слово хаитука — на людей, которые признают истинным только то, что может быть доказано с помощью мирской логики или эксперимента. Поскольку цель Вед — постичь то, что лежит за пределами материального опыта, так называемая логика, которой пользуются скептики, бесполезна для духовного развития. В связи с этим Шрила Джива Госвами предупреждает нас, что преданный не должен читать атеистическую литературу, даже если он хочет с ее помощью отточить свои аргументы против атеизма. Такие книги не следует даже раскрывать. Вся упомянутая выше запретная деятельность столь пагубна для развития сознания Кришны, что заниматься ею нельзя даже «для маскировки».

Текст 31

नोद्विजेत जनाद् धीरो जनं चोद्वेजयेन्न तु ।
अतिवादांस्तितिक्षेत नावमन्येत कञ्चन ।
देहमुद्दिश्य पशुवद् वैरं कुर्यान्न केनचित् ॥ ३१ ॥
нодвиджета джана̄д дхӣро
джанам̇ чодведжайен на ту
ати-ва̄да̄м̇с титикшета
на̄ваманйета кан̃чана
дехам уддиш́йа паш́у-вад
ваирам̇ курйа̄н на кеначит
на — никогда; удвиджета — не должен быть обеспокоен или напуган; джана̄т — другими людьми; дхӣрах̣ — святой человек; джанам — других людей; ча — также; удведжайет — не должен пугать или беспокоить; на — никогда; ту — поистине; ати — оскорбительные или грубые слова; титикшета — он должен терпеть; на — никогда; аваманйета — не должен унижать; кан̃чана — кого бы то ни было; дехам — тела; уддиш́йа — ради; паш́у — как животное; ваирам — вражду; курйа̄т — не должен затевать; на — никогда; кеначит — с кем либо.

Перевод:

Святой человек никогда не должен позволять другим людям беспокоить или пугать себя и при этом сам не должен никого пугать или беспокоить. Он должен терпеливо сносить все оскорбления в свой адрес и никогда никого не унижать. Ему не следует враждовать с другими из-за удобств для материального тела, ибо так он станет ничем не лучше животного.

Комментарий:

Шри Чайтанья Махапрабху говорил:
тр̣н̣а̄д апи су-нӣчена
тарор ива сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
«Следует повторять святые имена Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы на дороге. Следует стать терпеливее дерева, освободиться от ложного самомнения и всегда быть готовым выразить почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа беспрестанно».
Вайшнав никогда не должен своим телом, умом или словами причинять беспокойство другим живым существам. Ему следует всегда быть терпимым и никого не унижать. Сражаясь за Господа Кришну, вайшнав может сурово обходиться с демонами (как это делали Арджуна, Хануман и множество других великих преданных), однако, когда дело касается его самого, вайшнав остается кротким и смиренным.