Текст 10

आदौ कृतयुगे वर्णो नृणां हंस इति स्मृत: ।
कृतकृत्या: प्रजा जात्या तस्मात् कृतयुगं विदु: ॥ १० ॥
а̄дау кр̣та-йуге варн̣о
нр̣н̣а̄м̇ хам̇са ити смр̣тах̣
кр̣та-кр̣тйа̄х̣ праджа̄ джа̄тйа̄
тасма̄т кр̣та-йугам̇ видух̣
а̄дау — в начале (времен); кр̣та — в Сатья югу, или век правды; варн̣ах̣ — класс общества; нр̣н̣а̄м — людей; хам̇сах̣ — называемый хамса; ити — так; смр̣тах̣ — хорошо известный; кр̣та — в совершенстве выполняющие обязанности, полностью вручив себя Верховному Господу; праджа̄х̣ — граждане; джа̄тйа̄ — естественным образом, с рождения; тасма̄т — поэтому; кр̣та — Крита юга, или век, в который все обязанности выполняются; видух̣ — так известный ученым людям.

Перевод:

В самом начале, в Сатья-югу, существовало только одно сословие — хамса, к которому принадлежали все люди. В ту эпоху человек с самого рождения был чистым преданным Господа, а потому мудрецы называют этот первый век Крита-югой — веком, в который все религиозные обязанности выполнялись в совершенстве.

Комментарий:

Из этого стиха следует, что высший религиозный принцип — это чистая преданность Верховной Личности Бога. В Сатья-югу никто не испытывал на себе влияния низших гун природы, и потому все люди принадлежали к самому высокому сословию, хамса, в котором человек находится под непосредственной опекой Личности Бога. В современном мире люди мечтают о социальном равенстве, но до тех пор, пока каждый из нас не поднимется до уровня гуны благости, для которого свойственны чистота и беспримесная преданность Господу, ни о каком равенстве не может идти и речи. Когда набирают силу низшие гуны природы, возникают второстепенные, вспомогательные религиозные принципы, посредством которых люди могут постепенно возвыситься до уровня чистой преданности Богу. В Сатья-югу не существовало людей с низменными наклонностями, и потому во вспомогательных религиозных принципах не было необходимости. Каждый человек был занят чистым служением Господу и в совершенстве выполнял все религиозные обязанности. На санскрите того, кто в совершенстве выполняет все свои обязанности, называют кр̣та-<&> кр̣тйа, о чем упомянуто в этом стихе. Поэтому Сатья-югу иначе называют Крита-югой, веком совершенной религиозной деятельности. Как отмечает Шрила Джива Госвами, слово а̄дау («в начале») указывает на момент сотворения вселенной. Другими словами, система варнашрамы — это отнюдь не современное изобретение; она естественным образом появляется во время творения, и, следовательно, всем разумным людям надлежит воспользоваться этой системой.
Следующие материалы:

Текст 11

वेद: प्रणव एवाग्रे धर्मोऽहं वृषरूपधृक् ।
उपासते तपोनिष्ठा हंसं मां मुक्तकिल्बिषा: ॥ ११ ॥
ведах̣ пран̣ава эва̄гре
дхармо ’хам̇ вр̣ша-рӯпа-дхр̣к
упа̄сате тапо-ништ̣ха̄
хам̇сам̇ ма̄м̇ мукта-килбиша̄х̣
ведах̣ — Веда; пран̣авах̣ — священный слог ом; агре — в Сатья югу; дхармах̣ — объект деятельности ума; ахам — Я; вр̣ша — в облике быка, олицетворяющего религию; упа̄сате — они поклоняются; тапах̣ — стойкие в аскезе; хам̇сам — Господу Хамсе; ма̄м — Мне; мукта — свободные; килбиша̄х̣ — от всех грехов.

Перевод:

В Сатья-югу неразделенная Веда выражена слогом ом, а единственный объект, на который направлена умственная деятельность человека, — это Я Сам. Я проявлен в облике четырехногого быка, олицетворяющего религию, и люди, живущие в Сатья-югу, приверженные аскезе и свободные от любых грехов, поклоняются Мне как Господу Хамсе.

Комментарий:

О быке, олицетворяющем религию, рассказывается в Первой песни «Шримад-Бхагаватам» (1.17.24): тапах̣ ш́аучам̇ дайа̄ сатйам ити па̄да̄х̣ кр̣те кр̣та̄х̣ — «В век Сатьи (правдивости) ты прочно стоял на своих четырех ногах благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости». В конце Двапара-юги Шри Вьясадева разделил единую Веду на четыре части — «Риг-», «Яджур-», «Сама-» и «Атхарва-веду», — но в Сатья-югу каждый мог с легкостью постичь все ведическое знание, просто произнося слог ом. В тот век никто не занимался благочестивой деятельностью и не проводил религиозных обрядов, таких как жертвоприношения, поскольку все и так были безгрешны и привержены аскезе и полностью посвящали себя поклонению Личности Бога, Господу Хамсе, практикуя медитацию.

Текст 12

त्रेतामुखे महाभाग प्राणान्मे हृदयात्‍त्रयी ।
विद्या प्रादुरभूत्तस्या अहमासं त्रिवृन्मख: ॥ १२ ॥
трета̄-мукхе маха̄-бха̄га
пра̄н̣а̄н ме хр̣дайа̄т трайӣ
видйа̄ пра̄дурабхӯт тасйа̄
ахам а̄сам̇ три-вр̣н макхах̣
трета̄ — в начале Трета юги; маха̄ — о самый удачливый; пра̄н̣а̄т — из обители праны, жизненного воздуха; ме — Моего; хр̣дайа̄т — из сердца; трайӣ — состоящее из трех частей; видйа̄ — ведическое знание; пра̄дурабхӯт — появилось; тасйа̄х̣ — из этого знания; ахам — Я; а̄сам — появился; три — в трехчастном; макхах̣ — жертвоприношении.

Перевод:

О самый удачливый, на заре Трета-юги из Моего сердца, обители жизненного воздуха, изошло ведическое знание в трех частях — «Риг», «Сама» и «Яджур». Затем из этого знания появился Я Сам в форме трехчастного жертвоприношения.

Комментарий:

В Трета-югу бык религии теряет одну из своих ног, и в мире остается лишь семьдесят пять процентов религиозных принципов, представленные тремя главными Ведами — «Риг-», «Сама-» и «Яджур-ведой»; Господь же проявляется в трехчастном ведическом жертвоприношении. Три части жертвоприношения таковы: жрец хота подносит дары огню и декламирует «Риг-веду», жрец удгата поет «Сама-веду», а жрец адхварью, который подготавливает жертвенную арену, алтарь и т. д., произносит стихи из «Яджур-веды». В Трета-югу именно жертвоприношения такого рода считаются авторитетным методом духовного совершенствования. Слово пра̄н̣а̄т в этом стихе относится ко вселенской форме Личности Бога. Подробнее об этой форме будет рассказано в последующих стихах.