Текст 30

रत्नानां पद्मरागोऽस्मि पद्मकोश: सुपेशसाम् ।
कुशोऽस्मि दर्भजातीनां गव्यमाज्यं हवि:ष्वहम् ॥ ३० ॥
ратна̄на̄м̇ падма-ра̄го ’сми
падма-кош́ах̣ су-пеш́аса̄м
куш́о ’сми дарбха-джа̄тӣна̄м̇
гавйам а̄джйам̇ хавих̣шв ахам
ратна̄на̄м — из драгоценных камней; падма — рубин; асми — Я; падма — венчик лотоса; су — среди красивых вещей; куш́ах̣ — священная трава куша; дарбха — из трав; гавйам — продукты, которые получают от коровы; а̄джйам — топленое масло; хавих̣шу — среди подношений; ахам — Я.

Перевод:

Среди драгоценных камней Я рубин, а среди всего прекрасного — венчик лотоса. Среди всех трав Я священная трава куша, а из подношений огню Я топленое масло и другие продукты, которые получают от коровы.

Комментарий:

Панча-гавья указывает на пять продуктов, получаемых от коровы, которые используются при жертвоприношении: молоко, топленое масло, йогурт, навоз и коровья моча. Корова — столь ценное животное, что даже ее навоз и моча обладают антисептическими свойствами и употребляются в ходе ведических обрядов. Траву куша также используют в религиозных обрядах. Всю последнюю неделю своей жизни Махараджа Парикшит сидел на подстилке из этой травы. Среди всего прекрасного Господа Кришну представляют лепестки, образующие венчик лотоса, а среди драгоценных камней — рубин, который напоминает Его собственный драгоценный камень Каустубха, символ могущества Господа.
Следующие материалы:

Текст 31

व्यवसायिनामहं लक्ष्मी: कितवानां छलग्रह: ।
तितिक्षास्मि तितिक्षूणां सत्त्वं सत्त्ववतामहम् ॥ ३१ ॥
вйаваса̄йина̄м ахам̇ лакшмӣх̣
китава̄на̄м̇ чхала-грахах̣
титикша̄сми титикшӯн̣а̄м̇
саттвам̇ саттвавата̄м ахам
вйаваса̄йина̄м — в начинаниях; ахам — Я; лакшмӣх̣ — удача; китава̄на̄м — у обманщиков; чхала — азартная игра; титикша̄ — всепрощение; асми — Я; титикшӯн̣а̄м — в терпеливых; саттвам — благость; саттва — в тех, кто находится в гуне благости; ахам — Я.

Перевод:

Среди начинаний Я удача, а среди способов обмана — азартная игра. Я всепрощение терпеливых и добродетель праведников, находящихся в гуне благости.

Комментарий:

[]

Текст 32

ओज: सहो बलवतां कर्माहं विद्धि सात्वताम् ।
सात्वतां नवमूर्तीनामादिमूर्तिरहं परा ॥ ३२ ॥
оджах̣ сахо балавата̄м̇
карма̄хам̇ виддхи са̄твата̄м
са̄твата̄м̇ нава-мӯртӣна̄м
а̄ди-мӯртир ахам̇ пара̄
оджах̣ — сила органов чувств; сахах̣ — и сила ума; балавата̄м — сильных; карма — деятельность в преданности; ахам — Я; виддхи — знай же; са̄твата̄м — среди преданных; са̄твата̄м — среди тех преданных; нава — кто поклоняется Мне в девяти формах; а̄ди — изначальная форма, Ва̄судева; ахам — Я; пара̄ — Верховный.

Перевод:

Я телесная и умственная сила тех, кто отличается особым могуществом, и Я служение тех, кто предан Мне. Мои преданные поклоняются Моим девяти образам, среди которых Я — изначальный Верховный Господь, Ва̄судева.

Комментарий:

Как правило, вайшнавы поклоняются следующим образам Личности Бога: Ва̄судеве, Санкаршане, Прадьюмне, Анируддхе, Нараяне, Хаягриве, Варахе, Нрисимхе и Брахме. Когда не находится живого существа, достойного занять пост Брахмы, это положение занимает Сам Господь. Поэтому в данном списке упомянут Господь Брахма. Иногда Господь Вишну занимает положение Индры, а иногда — положение Брахмы, и здесь имеется в виду именно тот случай, когда Вишну Сам становится Брахмой.