Текст 28

मद्भ‍क्त्या शुद्धसत्त्वस्य योगिनो धारणाविद: ।
तस्य त्रैकालिकी बुद्धिर्जन्ममृत्यूपबृंहिता ॥ २८ ॥
мад-бхактйа̄ ш́уддха-саттвасйа
йогино дха̄ран̣а̄-видах̣
тасйа траи-ка̄ликӣ буддхир
джанма-мр̣тйӯпабр̣м̇хита̄
мат — преданностью Мне; ш́уддха — того, чье существование очищено; йогинах̣ — йога; тасйа — его; траи — действующий в трех фазах времени, а именно в прошлом, настоящем и будущем; буддхих̣ — разум; джанма — рождение и смерть; упабр̣м̇хита̄ — включая в себя.

Перевод:

Йог, который очистил свое существование преданностью Мне и потому досконально понимает, что такое медитация, обретает знание о прошлом, настоящем и будущем. Эта способность позволяет ему предвидеть рождение и смерть любого человека, начиная с самого себя.

Комментарий:

Объяснив восемь главных и десять второстепенных мистических совершенств йоги, Господь переходит к описанию пяти способностей низшего порядка.
Следующие материалы:

Текст 29

अग्‍न्यादिभिर्न हन्येत मुनेर्योगमयं वपु: ।
मद्योगशान्तचित्तस्य यादसामुदकं यथा ॥ २९ ॥
агнй-а̄дибхир на ханйета
мунер йога-майам̇ вапух̣
мад-йога-ш́а̄нта-читтасйа
йа̄даса̄м удакам̇ йатха̄
агни — огнем; а̄дибхих̣ — и так далее (солнцем, водой, ядом и проч.); на — не; ханйета — может быть повреждено; мунех̣ — мудрого йога; мат — связанного со Мной преданностью; ш́а̄нта — умиротворено; читтасйа — чье сознание; йа̄даса̄м — обитателям океанов; удакам — вода; йатха̄ — в той же мере.

Перевод:

Подобно тому как вода не может навредить обитателям водной стихии, огонь, солнце, вода, яд и любые виды оружия не в состоянии причинить вред телу йога, который умиротворил свое сознание преданностью Мне и в совершенстве овладел наукой йоги.

Комментарий:

Вода не может навредить существам, живущим в океане; напротив, в водной стихии они наслаждаются. Подобно этому, для человека, овладевшего секретами йоги, не составляет никакого труда отражать нападения людей, пытающихся причинить ему вред с помощью оружия, огня, яда и т. д. Хираньякашипу испробовал на своем сыне, Махарадже Прахладе, все эти методы, однако благодаря своему совершенному сознанию Кришны Прахлада остался цел и невредим. Чистые преданные Господа полностью полагаются на милость Господа Кришны, который обладает безграничными мистическими способностями и потому носит имя Йогешвары, повелителя всех мистических сил. Поскольку преданные всегда связаны с Господом Кришной, они не видят никакой необходимости отдельно развивать все эти способности, ибо Господь, их повелитель и защитник, уже обладает ими в бесконечной степени.
Человек, оказавшийся в открытом океане, быстро утонет, тогда как рыбы в тех же самых волнах радостно резвятся. Аналогично этому, обусловленные души, упав в океан материального существования, под грузом последствий своих грехов идут ко дну, тогда как преданные признаю́т этот мир энергией Господа и живут в нем, наслаждаясь приносящими радость лилами и полностью отдавая себя любовному служению Господу Кришне.

Текст 30

मद्विभूतीरभिध्यायन् श्रीवत्सास्‍त्रविभूषिता: ।
ध्वजातपत्रव्यजनै: स भवेदपराजित: ॥ ३० ॥
мад-вибхӯтӣр абхидхйа̄йан
ш́рӣватса̄стра-вибхӯшита̄х̣
дхваджа̄тапатра-вйаджанаих̣
са бхавед апара̄джитах̣
мат — Мои; вибхӯтӣх̣ — на могущественные, великолепные воплощения; абхидхйа̄йан — медитируя; ш́рӣватса — Шриватсой, одним из украшений Господа; астра — и оружием; вибхӯшита̄х̣ — украшенные; дхваджа — флагами; а̄тапатра — церемониальными зонтами; вйаджанаих̣ — и различными видами опахал; сах̣ — он, йог преданный; бхавет — становится; апара̄джитах̣ — непобедимым.

Перевод:

Медитируя на Мои могущественные, великолепные воплощения, украшенные знаком Шриватса, держащие в руках различного вида оружие и окруженные атрибутами царской власти, такими как флаги, опахала и балдахины, Мой преданный становится непобедимым.

Комментарий:

Атрибуты царской власти, которыми наделены могущественные воплощения Господа, указывают на Его безграничную силу, и преданные становятся непобедимыми, когда медитируют на эти могущественные, окруженные знаками царской власти воплощения Господа. Билвамангала Тхакур пишет в своей «Кришна-карнамрите» (стих 107):
бхактис твайи стхиратара̄ бхагаван йади сйа̄д
даивена нах̣ пхалати дивйа-киш́ора-мӯртих̣
муктих̣ свайам̇ мукулита̄н̃джалих̣ севате ’сма̄н
дхарма̄ртха-ка̄ма-гатайах̣ самайа-пратӣкша̄х̣
«Мой дорогой Господь, как только у нас развивается способность служить Тебе с непоколебимой преданностью, Ты тут же являешь нам Свой облик трансцендентного, прекрасного юноши. Тогда само олицетворенное освобождение, молитвенно сложив ладони, ищет возможности послужить нам, а все иные высокие достижения человеческой жизни — благочестие, процветание и чувственные наслаждения — терпеливо, словно слуги, стоят в стороне, ожидая наших приказаний».