16 px

Шримад-Бхагаватам 10.85.25

खं वायुर्ज्योतिरापो भूस्तत्कृतेषु यथाशयम् ।
आविस्तिरोऽल्पभूर्येको नानात्वं यात्यसावपि ॥ २५ ॥
кхам̇ ва̄йур джйотир а̄по бхӯс
тат-кр̣тешу йатха̄ш́айам
а̄вис-тиро-’лпа-бхӯрй эко
на̄на̄твам̇ йа̄тй аса̄в апи
кхам — эфир; ва̄йух̣ — воздух; джйотих̣ — огонь; а̄пах̣ — вода; бхӯх̣ — земля; тат — их; кр̣тешу — в порождениях; йатха̄-а̄ш́айам — в соответствии с определенным местоположением; а̄вих̣ — проявленные; тирах̣ — непроявленные; алпа — маленькие; бхӯри — большие; эках̣ — одна; на̄на̄твам — множество; йа̄ти — принимает; асау — Она; апи — также

Перевод:

Проявляясь в различных объектах, материальные стихии — эфир, воздух, огонь, вода и земля — становятся видимыми или невидимыми, крошечными или огромными. Подобно этому, одна Параматма кажется существующей во множестве форм.

Комментарий:

Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет этот и предыдущий стихи следующим образом. Под влиянием гун природы, которые Господь в образе Параматмы создает, возникает впечатление, что одна Параматма принимает множество форм. Как это возможно? Хотя на самом деле Параматма самосветящаяся, вечная, ни с чем не соприкасающаяся и свободная от гун материальной природы, когда Она проявляет Себя в виде множества временных, пронизанных гунами объектов этого мира, Она как будто обнаруживает прямо противоположные качества. Подобно тому как кажется, что, проявляясь в горшках и других объектах, материальные стихии, начиная с эфира, как будто появляются и исчезают, кажется и что Параматма то обнаруживает Себя в виде Своих разнообразных проявлений, то исчезает.
Следующие материалы:
श्रीशुक उवाच
एवं भगवता राजन् वसुदेव उदाहृत: ।
श्रुत्वा विनष्टनानाधीस्तूष्णीं प्रीतमना अभूत् ॥ २६ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
эвам̇ бхагавата̄ ра̄джан
васудева уда̄хр̣тах̣
ш́рутва̄ винашт̣а-на̄на̄-дхӣс
тӯшн̣ӣм̇ прӣта-мана̄ абхӯт
ш́рӣ-ш́уках̣-ува̄ча — Шукадева Госвами сказал; эвам — так; бхагавата̄ — Верховным Господом; ра̄джан — о царь (Парикшит); васудевах̣ — Васудева; уда̄хр̣тах̣ — сказанное; ш́рутва̄ — выслушав; винашт̣а — уничтожено; на̄на̄ — двойственное; дхӣх̣ — его умонастроение; тӯшн̣ӣм — молчаливый; прӣта — удовлетворенный; мана̄х̣ — в своем сердце; абхӯт — он был

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: О царь, выслушав эти наставления Верховного Господа, Васудева избавился от всякой двойственности. Удовлетворенный в сердце, он молчал.
अथ तत्र कुरुश्रेष्ठ देवकी सर्वदेवता ।
श्रुत्वानीतं गुरो: पुत्रमात्मजाभ्यां सुविस्मिता ॥ २७ ॥
कृष्णरामौ समाश्राव्य पुत्रान् कंसविहिंसितान् ।
स्मरन्ती कृपणं प्राह वैक्लव्यादश्रुलोचना ॥ २८ ॥
атха татра куру-ш́решт̣ха
девакӣ сарва-девата̄
ш́рутва̄нӣтам̇ гурох̣ путрам
а̄тмаджа̄бхйа̄м̇ су-висмита̄

кр̣шн̣а-ра̄мау сама̄ш́ра̄вйа
путра̄н кам̇са-вихим̇сита̄н
смарантӣ кр̣пан̣ам̇ пра̄ха
ваиклавйа̄д аш́ру-лочана̄
атха — затем; татра — в этом месте; куру-ш́решт̣ха — о лучший из Куру; девакӣ — Деваки; сарва — всех; девата̄ — верховная богиня; ш́рутва̄ — услышав; нӣтам — возвращен; гурох̣ — Их духовного учителя; путрам — сын; а̄тмаджа̄бхйа̄м — двумя ее сыновьями; су — очень; висмита̄ — удивленная; кр̣шн̣а-ра̄мау — к Кришне и Балараме; сама̄ш́ра̄вйа — обратившись с ясной просьбой; путра̄н — ее сыновей; кам̇са-вихим̇сита̄н — убитых Камсой; смарантӣ — вспоминая; кр̣пан̣ам — жалобно; пра̄ха — сказала; ваиклавйа̄т — будучи опечаленной; аш́ру — (наполнены) слезами; лочана̄ — ее глаза

Перевод:

Тогда, о лучший из Куру, Деваки, которой поклоняются все, воспользовалась возможностью обратиться к двум своим сыновьям, Кришне и Балараме. Ранее она с удивлением узнала, что Они вернули из обители смерти сына Их духовного учителя. Теперь, вспомнив о своих сыновьях, убитых Камсой, она почувствовала очень большое горе, поэтому с глазами, полными слез, обратилась к Кришне и Балараме.

Комментарий:

Любовь Васудевы к Кришне ослабла из-за того, что понимание Его величия пришло в противоречие с его восприятием Кришны как сына. Любовь Деваки также встретила препятствие, но несколько другого рода. В ее случае это была скорбь по умершим сыновьям. Поэтому Кришна постарался избавить ее от ошибочного представления, будто ее сыном мог быть кто-то другой, кроме Него. Поскольку Деваки поклоняются все великие души, это проявление ее материнской привязанности на самом деле устроила Йогамайя Господа, которая всегда старается усилить сладость Его игр. Поэтому в пятьдесят четвертом стихе Деваки называют мохита̄ ма̄йайа̄ вишн̣ох̣, «введенной в заблуждение внутренней энергией Господа Вишну».
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».