Текст 35
Оригинал:
किञ्चित्करोत्युर्वपि यत् स्वदत्तं
सुहृत्कृतं फल्ग्वपि भूरिकारी ।
मयोपनीतं पृथुकैकमुष्टिं
प्रत्यग्रहीत् प्रीतियुतो महात्मा ॥ ३५ ॥
Транскрипция:
кин̃чит каротй урв апи йат сва-даттам̇
сухр̣т-кр̣там̇ пхалгв апи бхӯри-ка̄рӣ
майопанӣтам̇ пр̣тхукаика-мушт̣им̇
пратйаграхӣт прӣти-йуто маха̄тма̄
Синонимы:
кин̃чит — ничтожным; кароти — Он делает; уру — великое; апи — даже; йат — которое; сва — Им Самим; даттам — поднесенное; сухр̣т — дорогим другом; кр̣там — совершённое; пхалгу — незначительное; апи — даже; бхӯри — великим; ка̄рӣ — делая; майа̄ — мной; упанӣтам — принесенную; пр̣тхука — рисовых хлопьев; эка — одну; мушт̣им — горсть; пратйаграхӣт — Он принял; прӣти — с удовольствием; маха̄ — Высшая Душа.
Перевод:
Господь считает даже самые великие Свои благословения ничтожными, при этом даже самая незначительная услуга, оказанная Ему Его другом-преданным, вырастает в Его глазах и становится огромной. Только поэтому Господь, Высшая Душа, с великим удовольствием принял от меня пригоршню рисовых хлопьев.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 36
Оригинал:
तस्यैव मे सौहृदसख्यमैत्री
दास्यं पुनर्जन्मनि जन्मनि स्यात् ।
महानुभावेन गुणालयेन
विषज्जतस्तत्पुरुषप्रसङ्ग: ॥ ३६ ॥
Транскрипция:
тасйаива ме саухр̣да-сакхйа-маитрӣ-
да̄сйам̇ пунар джанмани джанмани сйа̄т
маха̄нубха̄вена гун̣а̄лайена
вишаджджатас тат-пуруша-прасан̇гах̣
Синонимы:
тасйа — Ему; эва — несомненно; ме — моя; саухр̣да — любовь; сакхйа — дружба; маитрӣ — расположение; да̄сйам — и служение; пунах̣ — вновь и вновь; джанмани — жизнь за жизнью; сйа̄т — пусть будет; маха̄ — Господу, исполненному величайшего сострадания; гун̣а — трансцендентных качеств; а̄лайена — источнику; вишаджджатах̣ — который крепко привязывается; тат — Его; пуруша — с преданными; прасан̇гах̣ — бесценное общение.
Перевод:
Господь — средоточие всех трансцендентных качеств. Сострадание Его не знает себе равных. Поэтому я хочу только одного — чтобы жизнь за жизнью я мог служить Ему с любовью и чтобы моя дружба и товарищеская близость с Ним становилась все крепче. Пусть моя привязанность к Нему станет сильнее благодаря бесценному общению с Его преданными.
Комментарий:
Как объясняет Шрила Вишванатха Чакраварти, слово саухр̣дам означает здесь привязанность к Господу, сострадательному к Своим преданным, сакхйам — близость, которая характеризуется желанием жить рядом с Ним, маитрӣ — это чувство близкого товарищества, а да̄сйам — желание служить.
Текст 37
Оригинал:
भक्ताय चित्रा भगवान् हि सम्पदो
राज्यं विभूतीर्न समर्थयत्यज: ।
अदीर्घबोधाय विचक्षण: स्वयं
पश्यन् निपातं धनिनां मदोद्भवम् ॥ ३७ ॥
Транскрипция:
бхакта̄йа читра̄ бхагава̄н хи сампадо
ра̄джйам̇ вибхӯтӣр на самартхайатй аджах̣
адӣргха-бодха̄йа вичакшан̣ах̣ свайам̇
паш́йан нипа̄там̇ дханина̄м̇ мадодбхавам
Синонимы:
бхакта̄йа — Своему преданному; читра̄х̣ — чудесные; бхагава̄н — Верховный Господь; хи — несомненно; сампадах̣ — богатства; ра̄джйам — царство; вибхӯтӣх̣ — материальные блага; на — не дает; аджах̣ — нерожденный; адӣргха — недалекий; бодха̄йа — чей разум; вичакшан̣ах̣ — мудрый; свайам — Сам; паш́йан — видя; нипа̄там — падение; дханина̄м — богатого; мада — опьянения гордости; удбхавам — возрастание.
Перевод:
Верховный Господь никогда не даст чудесных богатств этого мира — царской власти и материального процветания — преданному, которому недостает духовного разума. Поистине, безгранично мудрый изначальный Господь знает, как гордыня опьяняет богатого человека и может привести его к падению.
Комментарий:
Как объясняет Шрила Вишванатха Чакраварти, смиренный брахман Судама считал себя недостойным редчайшего и самого ценного благословения Верховного Господа — чистого преданного служения. Он думал, что если у него была бы хоть капля настоящей преданности, то Господь вместо материальных богатств и слуг даровал бы ему непоколебимую, совершенную преданность. Более серьезного преданного Господь Кришна защитил бы, отказав ему в материальных благах, которые только мешают духовному развитию. Господь посылает искреннему, но недостаточно разумному преданному ровно столько богатств, сколько ему нужно для духовного развития, а не столько, сколько он сам хочет. Судама думал: «Такой великий святой, как Махараджа Прахлада, мог распоряжаться безграничным богатством, властью и славой и при этом не оскверняться, однако мне в моем новом положении нужно всегда быть начеку и избегать соблазнов».
Нам следует понять, что именно это смирение Судамы Випры обеспечило ему успех в практике бхакти-йоги — слушании и воспевании славы Господа Кришны.