Текст 28
Оригинал:
लब्धसंज्ञो मुहूर्तेन कार्ष्णि: सारथिमब्रवीत् ।
अहो असाध्विदं सूत यद् रणान्मेऽपसर्पणम् ॥ २८ ॥
Транскрипция:
лабдха-сам̇джн̃о мухӯртена
ка̄ршн̣их̣ са̄ратхим абравӣт
ахо аса̄дхв идам̇ сӯта
йад ран̣а̄н ме ’пасарпан̣ам
Синонимы:
лабдха — обретя; сам̇джн̃ах̣ — сознание; мухӯртена — вмиг; ка̄ршн̣их̣ — сын Господа Кришны; са̄ратхим — своему колесничему; абравӣт — сказал; ахо — о!; аса̄дху — неправильно; идам — это; сӯта — о возничий; йат — которое; ран̣а̄т — с поля боя; ме — мое; апасарпан̣ам — устранение.
Перевод:
Быстро придя в себя, сын Господа Кришны Прадьюмна сказал своему колесничему: «О возничий, какой позор для меня, что меня увезли с поля боя!»
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 29
Оригинал:
न यदूनां कुले जात: श्रूयते रणविच्युत: ।
विना मत्क्लीबचित्तेन सूतेन प्राप्तकिल्बिषात् ॥ २९ ॥
Транскрипция:
на йадӯна̄м̇ куле джа̄тах̣
ш́рӯйате ран̣а-вичйутах̣
вина̄ мат клӣба-читтена
сӯтена пра̄пта-килбиша̄т
Синонимы:
на — не; йадӯна̄м — Яду; куле — в семье; джа̄тах̣ — тот, кто рожден; ш́рӯйате — слывет; ран̣а — поле боя; вичйутах̣ — кто оставил; вина̄ — кроме; мат — меня; клӣба — как у евнуха; читтена — чье умонастроение; сӯтена — из за возничего; пра̄пта — получено; килбиша̄т — пятно.
Перевод:
«Никто из воинов рода Яду, кроме меня, никогда не покидал поля боя. Теперь мое доброе имя запятнано из-за колесничего, который рассуждает, как евнух».
Комментарий:
[]
Текст 30
Оригинал:
किं नु वक्ष्येऽभिसङ्गम्य पितरौ रामकेशवौ ।
युद्धात्सम्यगपक्रान्त: पृष्टस्तत्रात्मन: क्षमम् ॥ ३० ॥
Транскрипция:
ким̇ ну вакшйе ’бхисан̇гамйа
питарау ра̄ма-кеш́авау
йуддха̄т самйаг апакра̄нтах̣
пр̣шт̣ас татра̄тманах̣ кшамам
Синонимы:
ким — что; ну — теперь; вакшйе — я скажу; абхисан̇гамйа — встретившись; питарау — с моими отцами; ра̄ма — Баларамой и Кришной; йуддха̄т — от битвы; самйак — вообще; апакра̄нтах̣ — сбежавший; пр̣шт̣ах̣ — расспрашиваемый; татра — в этом случае; а̄тманах̣ — меня; кшамам — достойное.
Перевод:
«Что я скажу моим отцам, Раме и Кешаве, когда вернусь домой после того, как сбежал с поля боя? Как я смогу защитить свою честь перед Ними?»
Комментарий:
Здесь Шри Прадьюмна использует слово питарау, «отцы», как обобщение. Безусловно, Баларама приходился ему дядей.