Текст 34

एकदार्भकमादाय स्वाङ्कमारोप्य भामिनी ।
प्रस्‍नुतं पाययामास स्तनं स्‍नेहपरिप्लुता ॥ ३४ ॥
экада̄рбхакам а̄да̄йа
сва̄н̇кам а̄ропйа бха̄минӣ
праснутам̇ па̄йайа̄м а̄са
станам̇ снеха-париплута̄
экада̄ — однажды; арбхакам — ребенка; а̄да̄йа — взяв; сва — к себе на колени; а̄ропйа — усадив (Его); бха̄минӣ — матушка Яшода; праснутам — та, из чьей груди струилось молоко; па̄йайа̄м — дала сосать; станам — грудь; снеха — охваченная глубокой нежностью и любовью.

Перевод:

Однажды Яшода, взяв Кришну на руки и усадив Его к себе на колени, с любовью кормила Его грудью. Молоко струилось из ее груди, и ребенок пил его.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 35-36

पीतप्रायस्य जननी सुतस्य रुचिरस्मितम् ।
मुखं लालयती राजञ्जृम्भतो दद‍ृशे इदम् ॥ ३५ ॥
खं रोदसी ज्योतिरनीकमाशा:
सूर्येन्दुवह्निश्वसनाम्बुधींश्च ।
द्वीपान् नगांस्तद्दुहितृर्वनानि
भूतानि यानि स्थिरजङ्गमानि? ॥ ३६ ॥
пӣта-пра̄йасйа джананӣ
сутасйа ручира-смитам
мукхам̇ ла̄лайатӣ ра̄джан̃
джр̣мбхато дадр̣ш́е идам

кхам̇ родасӣ джйотир-анӣкам а̄ш́а̄х̣
сӯрйенду-вахни-ш́васана̄мбудхӣм̇ш́ ча
двӣпа̄н нага̄м̇с тад-духитР̣̄р вана̄ни
бхӯта̄ни йа̄ни стхира-джан̇гама̄ни
пӣта — маленького Кришны, который пил грудное молоко и уже был почти сыт; джананӣ — матушка Яшода; сутасйа — сына; ручира — довольное и улыбающееся; мукхам — лицо; ла̄лайатӣ — ласково похлопывающая и поглаживающая рукой; ра̄джан — о царь; джр̣мбхатах̣ — зевающего; дадр̣ш́е — увидела; идам — это; кхам — небо; родасӣ — между Землей и высшими планетными системами; джйотих̣ — небесные светила; а̄ш́а̄х̣ — стороны света; сӯрйа — солнце; инду — луну; вахни — огонь; ш́васана — воздух; амбудхӣн — моря; ча — и; двӣпа̄н — острова; нага̄н — горы; тат — дочерей гор (реки); вана̄ни — леса; бхӯта̄ни — всевозможные живые существа; йа̄ни — которые; стхира — неподвижные и двигающиеся.

Перевод:

О царь Парикшит, когда маленький Кришна почти закончил пить молоко матери и Яшода ласкала Его и смотрела на Его прекрасное лицо, озаренное улыбкой, ребенок зевнул, и Яшода увидела у Него во рту все небо, высшую планетную систему и Землю, светила, сияющие повсюду, солнце, луну, огонь, воздух, моря, острова, горы, реки, леса и всевозможных живых существ, как движущихся, так и неподвижных.

Комментарий:

Под влиянием йогамайи Яшода и все остальные считали, что ее связывают с Кришной обычные отношения матери и ребенка. Поэтому Кришна воспользовался возможностью показать Своей матери, что вся вселенная пребывает в Нем. Оставаясь в облике младенца, Кришна милостиво показал ей вират-рупу, вселенскую форму, чтобы Его мать порадовалась, увидев, что за ребенок сидит у нее на коленях. В этом стихе реки названы дочерьми гор (нага̄м̇с тад-духитР̣̄х̣). Обычно по берегам рек растут большие леса. Живые существа есть повсюду, причем некоторые из них движутся, а некоторые неподвижны. В природе нет необитаемых мест. Это одна из характерных черт творения Бога.

Текст 37

सा वीक्ष्य विश्वं सहसा राजन् सञ्जातवेपथु: ।
सम्मील्य मृगशावाक्षी नेत्रे आसीत्सुविस्मिता ॥ ३७ ॥
са̄ вӣкшйа виш́вам̇ сахаса̄
ра̄джан сан̃джа̄та-вепатхух̣
саммӣлйа мр̣гаш́а̄ва̄кшӣ
нетре а̄сӣт сувисмита̄
са̄ — она (матушка Яшода); вӣкшйа — увидев; виш́вам — всю вселенную; сахаса̄ — неожиданно (во рту у своего сына); ра̄джан — о царь (Махараджа Парикшит); сан̃джа̄та — та, чье сердце сильно забилось; саммӣлйа — открыв; мр̣гаш́а̄ва — глаза, как у олененка; нетре — глаза; а̄сӣт — стала; су — изумленная.

Перевод:

Когда Яшода увидела во рту у своего ребенка всю вселенную, ее сердце сильно забилось и от изумления ей захотелось зажмурить свои мечущиеся глаза.

Комментарий:

Чистая материнская любовь Яшоды заставила ее думать, что ребенок, который ее постоянно удивлял, наверное, чем-то заболел. Ее не привлекли чудеса, явленные ее малышом: наоборот, ей захотелось зажмурить глаза. Она ожидала очередной опасности, и потому глаза ее заметались, как у олененка. Все это было устроено йогамайей. Яшода-мата питает к Кришне чистую материнскую любовь. Поэтому увиденное ею великолепие Верховной Личности Бога особенно ее не привлекло.
В некоторых изданиях в начале этой главы встречаются два дополнительных стиха:
эвам̇ бахӯни карма̄н̣и
гопа̄на̄м̇ ш́ам̇ са-йошита̄м
нандасйа гехе вавр̣дхе
курван вишн̣у-джана̄рданах̣
«Так, чтобы покарать и уничтожить демонов, младенец Кришна совершил множество подвигов в доме Махараджи Нанды, и обитатели Враджа наслаждались этими происшествиями».
эвам̇ са вавр̣дхе вишн̣ур
нанда-гехе джана̄рданах̣
курванн аниш́ам а̄нандам̇
гопа̄ла̄на̄м̇ са-йошита̄м
«Так отец и мать Кришны, Нанда и Яшода, растили Его, истребителя демонов, на радость пастухам и пастушкам».
Кроме того, Шрипада Виджаядхваджа Тиртха добавляет еще один стих после третьего стиха этой главы:
вистарен̣еха ка̄рун̣йа̄т
сарва-па̄па-пран̣а̄ш́анам
вактум архаси дхарма-джн̃а
дайа̄лус твам ити прабхо
«Затем Махараджа Парикшит попросил Шукадеву Госвами продолжать эти рассказы об играх Кришны, чтобы царь, внимая им, мог наслаждаться духовным блаженством».
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Убийство демона Тринаварты».