Текст 38

विदाम योगमायास्ते दुर्दर्शा अपि मायिनाम् ।
योगेश्वरात्मन् निर्भाता भवत्पादनिषेवया ॥ ३८ ॥
вида̄ма йога-ма̄йа̄с те
дурдарш́а̄ апи ма̄йина̄м
йогеш́вара̄тман нирбха̄та̄
бхават-па̄да-нишевайа̄
вида̄ма — мы знаем; йога — мистические энергии; те — Твои; дурдарш́а̄х̣ — невидимые; апи — даже; ма̄йина̄м — для великих мистиков; йога — о повелитель всех мистических сил; а̄тман — о Высшая Душа; нирбха̄та̄х̣ — воспринимаемые; бхават — Твоим; па̄да — стопам; нишевайа̄ — благодаря служению.

Перевод:

[Нарада сказал:] О Высшая Душа, повелитель всех мистических сил, теперь мне открылись Твои удивительные энергии, действие которых не могут понять даже великие мистики. Мне удалось увидеть Твое могущество лишь потому, что я служил Твоим стопам.

Комментарий:

Как пишут ачарьи, этот стих указывает на то, что даже такие великие мистики, как Господь Брахма и Господь Шива, не могут до конца постичь мистическое могущество Верховного Господа.
Следующие материалы:

Текст 39

अनुजानीहि मां देव लोकांस्ते यशसाप्लुतान् ।
पर्यटामि तवोद्गायन् लीला भुवनपावनी: ॥ ३९ ॥
ануджа̄нӣхи ма̄м̇ дева
лока̄м̇с те йаш́аса̄плута̄н
парйат̣а̄ми таводга̄йан
лӣла̄ бхувана-па̄ванӣх̣
ануджа̄нӣхи — пожалуйста, позволь удалиться; ма̄м — мне; дева — о Господь; лока̄н — по мирам; те — Твоей; йаш́аса̄ — славой; а̄плута̄н — наполненным; парйат̣а̄ми — я буду странствовать; тава — Твои; удга̄йан — громко воспевая; лӣла̄х̣ — развлечения; бхувана — все планетные системы; па̄ванӣх̣ — которые очищают.

Перевод:

О Господь, пожалуйста, позволь мне удалиться. Я буду странствовать по всем мирам, которые наполнены Твоей славой, и громко воспевать Твои божественные игры, очищающие вселенную.

Комментарий:

Даже Нарада Муни был поражен, увидев необычайные деяния Господа, который играл роль обычного человека. Поэтому, произнося слова ануджа̄нӣхи ма̄м̇ дева, он просит позволения вернуться к своему обычному служению — путешествиям и проповеди. Вдохновленный увиденным, он хочет проповедовать по всему миру славу Верховной Личности Бога, Шри Кришны.

Текст 40

श्रीभगवानुवाच
ब्रह्मन् धर्मस्य वक्ताहं कर्ता तदनुमोदिता ।
तच्छिक्षयन् लोकमिममास्थित: पुत्र मा खिद: ॥ ४० ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
брахман дханнасйа вакта̄хам̇
карта̄ тад-анумодита̄
тач чхикшайан локам имам
а̄стхитах̣ путра ма̄ кхидах̣
ш́рӣ — Верховный Господь сказал; брахман — о брахман; дхармасйа — религии; вакта̄ — проповедник; ахам — Я; карта̄ — исполнитель; тат — ее; анумодита̄ — тот, кто позволяет; тат — ей; ш́икшайан — обучая; локам — мир; имам — в этом; а̄стхитах̣ — пребывающий; путра — о сын; ма̄ — не беспокойся.

Перевод:

Верховный Господь сказал: О брахман, Я проповедник дхармы, а также тот, кто ее утверждает и Сам исполняет. Сын Мой, Я соблюдаю заповеди религии, чтобы преподать урок всему миру. Пусть же это не смущает тебя.

Комментарий:

Шрила Джива Госвами объясняет, что Господь Кришна хотел избавить Нараду от беспокойства, которое тот ощутил, когда увидел, что Господь Кришна поклоняется полубогам и даже ему самому, Нараде. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет умонастроение Господа Кришны так: «Как Я Сам говорю в „Бхагавад-гите“, йад йад а̄чарати ш́решт̣хас тат тад эветаро джанах̣ [что бы ни делал великий человек, простые люди берут с него пример]. Поэтому сегодня Я омыл тебе стопы, чтобы утвердить в этом мире заповеди религии. В прошлом, до того как Я начал Свою лилу обучения людей заповедям религии, ты пришел ко Мне и вознес Мне молитвы. Это случилось после того, как Я убил демона Кеши. Тогда Я просто слушал, как ты молился Мне и прославлял Меня, и не оказал тебе ответных почестей. Вспомни об этом и подумай.
Ты не должен считать, что оскорбил Меня, позволив Мне омыть твои стопы и почтить эту воду как святыню. Когда сын, сидя на коленях у отца, задевает его своей стопой, в этом нет ничего оскорбительного; так и ты, сын Мой, нисколько не оскорбил Меня».