Текст 24
Оригинал:
जुह्वन्तं च वितानाग्नीन् यजन्तं पञ्चभिर्मखै: ।
भोजयन्तं द्विजान् क्वापि भुञ्जानमवशेषितम् ॥ २४ ॥
भोजयन्तं द्विजान् क्वापि भुञ्जानमवशेषितम् ॥ २४ ॥
Транскрипция:
джухвантам̇ ча вита̄на̄гнӣн
йаджантам̇ пан̃чабхир макхаих̣
бходжайантам̇ двиджа̄н ква̄пи
бхун̃джа̄нам аваш́ешитам
йаджантам̇ пан̃чабхир макхаих̣
бходжайантам̇ двиджа̄н ква̄пи
бхун̃джа̄нам аваш́ешитам
Синонимы:
джухвантам — предлагавший подношения; ча — и; вита̄на — жертвенным огням; йаджантам — поклонявшийся; пан̃чабхих̣ — пятью; макхаих̣ — с обязательными ритуалами; бходжайантам — кормивший; двиджа̄н — брахманов; ква — где то; бхун̃джа̄нам — вкушавший; аваш́ешитам — остатки.
Перевод:
В одном дворце Господь возливал масло на жертвенный огонь, в другом — совершал пять маха-ягий, в третьем — кормил брахманов, а в четвертом — вкушал остатки пищи брахманов.
Комментарий:
Пять маха-ягий, или великих жертвоприношений, определяются следующим образом: па̄т̣хо хомаш́ ча̄титхӣна̄м̇ сапарйа̄ тарпан̣ам̇ балих̣ — «декламирование Вед, возлияние масла на жертвенный огонь, служение гостям, предложение пищи предкам и предложение [части своей пищи] другим живым существам».
Шрила Прабхупада поясняет: «В другом дворце Кришна проводил обязательное для каждого семьянина жертвоприношение панча-ягья. Эту ягью называют также панча-суна. Каждый человек, и особенно семьянин, осознанно или нет, совершает пять видов греха. Пользуясь водой, мы убиваем множество находящихся в ней живых организмов. Точно так же, размалывая зерно и принимая пищу, подметая пол и разжигая огонь, мы губим много разных существ и, когда ступаем по земле, убиваем муравьев и других насекомых. Выполняя различные действия, мы осознанно или неосознанно убиваем. Поэтому каждый семейный человек обязан совершать жертвоприношение панча-суна, чтобы избавить себя от последствий этих грехов».
В своем комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха Чакраварти вновь отмечает, что во дворцах Господа Кришны одновременно присутствовали все времена суток. Поэтому в одном дворце Нарада стал свидетелем огненного жертвоприношения — утреннего ритуала, — и примерно в это же время в другом дворце он увидел, как Господь Кришна кормит брахманов и вкушает остатки их пищи, что обычно происходит днем.
Следующие материалы: