Текст 1

श्रीशुक उवाच
बलभद्र: कुरुश्रेष्ठ भगवान् रथमास्थित: ।
सुहृद्दिद‍ृक्षुरुत्कण्ठ: प्रययौ नन्दगोकुलम् ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
балабхадрах̣ куру-ш́решт̣ха
бхагава̄н ратхам а̄стхитах̣
сухр̣д-дидр̣кшур уткан̣т̣хах̣
прайайау нанда-гокулам
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; балабхадрах̣ — Господь Баларама; куру — о лучший из Куру (царь Парикшит); бхагава̄н — Верховный Господь; ратхам — на Свою колесницу; а̄стхитах̣ — взошел; сухр̣т — Своих добрых друзей; дидр̣кшух̣ — желая увидеть; уткан̣т̣хах̣ — жаждущий; прайайау — отправился; нанда — в пастушескую деревню Махараджи Нанды.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: О лучший из Куру, как-то раз Господь Баларама, решив навестить Своих добрых друзей, взошел на колесницу и отправился в Нанда-Гокулу.

Комментарий:

Как отмечает Шрила Джива Госвами, путешествие Господа Баларамы в Шри Вриндаван описано также в «Хари-вамше» (Вишну-парва, 46.10):
касйачид атха ка̄ласйа
смр̣тва̄ гопешу саухр̣дам
джага̄маико враджам̇ ра̄мах̣
кр̣шн̣асйа̄нумате стхитах̣
«Вспомнив, какая крепкая дружба связывала Его с пастухами и пасту́шками, Господь Рама испросил позволение у Господа Кришны и в одиночестве отправился во Врадж». Простые деревенские жители горевали от того, что Господь Кришна живет теперь в другом месте, поэтому Господь Баларама отправился туда, чтобы утешить их.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своем комментарии спрашивает: почему Господь Кришна, бездонный океан чистой любви, не поехал во Врадж вместе с Ним? Отвечая на этот вопрос, ачарья приводит следующие два стиха:
прейасӣх̣ према-викхйа̄та̄х̣
питара̄в ати-ватсалау
према-ваш́йаш́ ча кр̣шн̣ас та̄м̇с
тйактва̄ нах̣ катхам эшйати
ити матваива йа̄давах̣
пратйабадхнан харер гатау
враджа-према-правардхи сва
лӣла̄дхӣнатвам ӣйушах̣
«Яду подумали: „Возлюбленные подруги Господа славятся своей чистой, экстатической любовью к Нему, а Его родители очень к Нему привязаны. Господь Кришна всегда послушен чистой любви, поэтому, если Он поедет туда, разве сможет Он покинуть их и вернуться к нам?“ Размышляя так, Яду удержали Господа Хари от этого путешествия, ибо знали, что, почувствовав постоянно возрастающую любовь жителей Враджа, Он не сможет оторваться от игр, в которых правит эта любовь».
Следующие материалы:

Текст 2

परिष्वक्तश्चिरोत्कण्ठैर्गोपैर्गोपीभिरेव च ।
रामोऽभिवाद्य पितरावाशीर्भिरभिनन्दित: ॥ २ ॥
паришвакташ́ чироткан̣т̣хаир
гопаир гопӣбхир эва ча
ра̄мо ’бхива̄дйа питара̄в
а̄ш́ӣрбхир абхинандитах̣
паришвактах̣ — обнимаемый; чира — долгое время; уткан̣т̣хаих̣ — которые не находили себе места (от разлуки); гопаих̣ — пастухами; гопӣбхих̣ — пасту́шками; эва — несомненно; ча — также; ра̄мах̣ — Господь Баларама; абхива̄дйа — выражая почтение; питарау — Своим родителям (Нанде и Яшоде); а̄ш́ӣрбхих̣ — с молитвами; абхинандитах̣ — радостно приветствовали.

Перевод:

Пастухи и их жены, так долго страдавшие от разлуки с Господом, обняли Балараму. Затем Господь выразил почтение Своим родителям, а они радостно поприветствовали Его молитвами.

Комментарий:

Шрила Вишванатха Чакраварти в своем комментарии приводит следующий стих:
нитйа̄нанда-сварӯпо ’пи
према-тапто враджаукаса̄м
йайау кр̣шн̣ам апи тйактва̄
йас там̇ ра̄мам̇ мухух̣ стумах̣
«Давайте же вновь и вновь прославлять Господа Балараму. Он изначальное олицетворение вечного блаженства, Нитьянанда, но тем не менее любовь к жителям Враджа причиняла Ему боль, поэтому Он отправился увидеться с ними несмотря даже на то, что ради этого Ему пришлось расстаться с Господом Кришной».

Текст 3

चिरं न: पाहि दाशार्ह सानुजो जगदीश्वर: ।
इत्यारोप्याङ्कमालिङ्‍ग्य नेत्रै: सिषिचतुर्जलै: ॥ ३ ॥
чирам̇ нах̣ па̄хи да̄ш́а̄рха
са̄нуджо джагад-ӣш́варах̣
итй а̄ропйа̄н̇кам а̄лин̇гйа
нетраих̣ сишичатур джалаих̣
чирам — долгое время; нах̣ — нас; па̄хи — пожалуйста, защищай; да̄ш́а̄рха — о потомок Дашархи; са — вместе; ануджах̣ — со Своим младшим братом; джагат — вселенной; ӣш́варах̣ — повелитель; ити — так сказав; а̄ропйа — подняв; ан̇кам — на свои колени; а̄лин̇гйа — обнимая; нетраих̣ — из их глаз; сишичатух̣ — они увлажнили; джалаих̣ — водой.

Перевод:

[Нанда и Яшода молились:] «О потомок Дашархи, о повелитель вселенной, пусть же Ты и Твой младший брат Кришна будете всегда защищать нас». Сказав так, они усадили Шри Балараму к себе на колени и обняли Его, а слезы, лившиеся из их глаз, увлажнили тело Господа.

Комментарий:

Шрила Джива Госвами так разъясняет этот стих: «Нанда и Яшода молились Шри Балараме: „Пусть же Ты вместе со Своим младшим братом всегда будете защищать нас“. Таким образом они подчеркнули свое уважение к Его положению старшего брата и одновременно показали Ему, что считают Его своим сыном».