Текст 14

निष्किञ्चना वयं शश्वन्निष्किञ्चनजनप्रिया: ।
तस्मात् प्रायेण न ह्याढ्या मां भजन्ति सुमध्यमे ॥ १४ ॥
нишкин̃чана̄ вайам̇ ш́аш́ван
нишкин̃чана-джана-прийа̄х̣
тасма̄т пра̄йен̣а на хй а̄д̣хйа̄
ма̄м̇ бхаджанти су-мадхйаме
нишкин̃чана̄х̣ — ничего не имеющие; вайам — Мы; ш́аш́ват — всегда; нишкин̃чана — тем, у кого ничего нет; прийа̄х̣ — очень дороги; тасма̄т — поэтому; пра̄йен̣а — обычно; на — не; хи — конечно; а̄д̣хйа̄х̣ — богатые; ма̄м — Мне; бхаджанти — поклоняются; су — о тонкостанная.

Перевод:

У Меня нет никаких материальных богатств, и Я дорог тем, у кого тоже ничего нет. Поэтому, о тонкостанная, богатые люди почти никогда не поклоняются Мне.

Комментарий:

Как и Самого Господа, Его преданных не интересуют материальные чувственные наслаждения, поскольку они уже испытали высшее блаженство сознания Кришны. Те же, кто опьянен материальным богатством, не способны оценить высшее богатство царства Бога.
Следующие материалы:

Текст 15

ययोरात्मसमं वित्तं जन्मैश्वर्याकृतिर्भव: ।
तयोर्विवाहो मैत्री च नोत्तमाधमयो: क्व‍‍चित् ॥ १५ ॥
йайор а̄тма-самам̇ виттам̇
джанмаиш́варйа̄кр̣тир бхавах̣
тайор вива̄хо маитрӣ ча
ноттама̄дхамайох̣ квачит
йайох̣ — двоих, которые; а̄тма — равные себе; виттам — собственность; джанма — рождение; аиш́варйа — влияние; а̄кр̣тих̣ — и телесный облик; бхавах̣ — потомство; тайох̣ — их; вива̄хах̣ — брак; маитрӣ — дружба; ча — и; на — не; уттама — высшего; адхамайох̣ — и низшего; квачит — когда либо.

Перевод:

Брак и дружба могут быть удачными только между теми, кто не уступает друг другу богатством, происхождением, влиятельностью, внешностью и способностью производить на свет потомство. Если же одна сторона превосходит другую, их союз не может быть счастливым.

Комментарий:

Люди разных уровней могут поддерживать взаимоотношения господина и слуги или ученика и учителя, однако брак и дружба возможны только между равными. Слово бхава в отношении брака означает, что муж и жена должны обладать одинаковой способностью производить на свет хорошее потомство.
Здесь Господь Кришна пытается убедить Рукмини, что в материальном отношении Он никуда не годится. На самом деле у Господа вообще нет материальных качеств: Он чист и всецело духовен. Поэтому все богатства Господа вечны и не имеют ничего общего с зыбкими и преходящими материальными богатствами.

Текст 16

वैदर्भ्येतदविज्ञाय त्वयादीर्घसमीक्षया ।
वृता वयं गुणैर्हीना भिक्षुभि: श्लाघिता मुधा ॥ १६ ॥
ваидарбхй этад авиджн̃а̄йа
твайа̄дӣргха-самӣкшайа̄
вр̣та̄ вайам̇ гун̣аир хӣна̄
бхикшубхих̣ ш́ла̄гхита̄ мудха̄
ваидарбхи — о царевна Видарбхи; этат — этого; авиджн̃а̄йа — не знающей; твайа̄ — тобой; адӣргха — по недальновидности; вр̣та̄х̣ — выбраны; вайам — Мы; гун̣аих̣ — хороших качеств; хӣна̄х̣ — лишенные; бхикшубхих̣ — нищими; ш́ла̄гхита̄х̣ — прославляемые; мудха̄ — из за их заблуждения.

Перевод:

О Вайдарбхи, будучи недальновидной, ты не понимала этого и потому выбрала своим супругом Меня, хотя у Меня нет никаких достоинств и только нищие в заблуждении своем прославляют Меня.

Комментарий:

[]