16 px

Шримад-Бхагаватам 10.55.1

श्रीशुक उवाच
कामस्तु वासुदेवांशो दग्ध: प्राग् रुद्रमन्युना ।
देहोपपत्तये भूयस्तमेव प्रत्यपद्यत ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
ка̄мас ту ва̄судева̄м̇ш́о
дагдхах̣ пра̄г рудра-манйуна̄
дехопапаттайе бхӯйас
там эва пратйападйата
ш́рӣ-ш́уках̣-ува̄ча — Шукадева Госвами сказал; ка̄мах̣ — бог любви; ту — и; ва̄судева — Господа Ва̄судевы; ам̇ш́ах̣ — экспансия; дагдхах̣ — сгорел; пра̄к — ранее; рудра — Господа Шивы; манйуна̄ — от гнева; деха — тело; упапаттайе — чтобы обрести; бхӯйах̣ — вновь; там — к Нему, Господу Ва̄судеве; эва — несомненно; пратйападйат — вернулся

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: Камадева [бог любви], экспансия Ва̄судевы, когда-то был спален дотла гневом Рудры. Теперь, чтобы обрести новое тело, он вновь вошел в тело Господа Ва̄судевы.

Комментарий:

В «Кришна-сандарбхе» (ануччхеда 87) в доказательство того, что Прадьюмна, сын Кришны и Рукмини, — это один из представителей чатур-вьюхи, четырех полных экспансий Господа Кришны, Шрила Джива Госвами приводит следующий стих из «Гопала-тапани-упанишад» (2.40):
йатра̄сау сам̇стхитах̣ кр̣шн̣ас
трибхих̣ ш́актйа̄ сама̄хитах̣
ра̄ма̄нируддха-прадйумнаи
рукмин̣йа̄ сахито вибхух̣
«Там [в Двараке] всемогущий Господь Кришна, обладающий всеми энергиями, живет в обществе Рукмини, а также трех Своих полных экспансий — Баларамы, Анируддхи и Прадьюмны». Далее в «Кришна-сандарбхе» в связи с данным стихом «Шримад- Бхагаватам» объясняется, что «бог любви Кандарпа, которого Рудра сжег своим гневом, — это полубог, подчиненный Индре. Этот полубог — частичное воплощение изначального бога любви, Прадьюмны, который является полной экспансией Ва̄судевы. Будучи не в состоянии сам получить новое тело, полубог Кандарпа вошел в тело Прадьюмны. В противном случае Кандарпе пришлось бы из-за гнева Рудры вечно оставаться бестелесным».
В своем английском издании «Шримад-Бхагаватам» (1.14.30, комм.) Шрила Прабхупада подтверждает божественный статус Прадьюмны, первенца Господа Кришны: «Прадьюмна и Анируддха — экспансии Личности Бога, и потому Они тоже относятся к вишну-таттве. В Двараке Господь Ва̄судева наслаждается трансцендентными играми вместе со Своими полными экспансиями — Санкаршаной, Прадьюмной и Анируддхой, и каждого из Них можно называть Личностью Бога…»
Как пишет Шрила Шридхара Свами, Прадьюмна родился из лона Рукмини до того, как Кришна женился на Джамбавати и других царевнах, но из дворца Шамбары Прадьюмна вернулся уже после этого. Однако, прежде чем рассказать об играх Кришны с другими Его женами, Шукадева Госвами приводит историю Прадьюмны целиком, чтобы не разрывать повествование.
Шрила Шридхара Свами также отмечает, что Камадева, бог любви, проявившийся теперь в теле Прадьюмны, — это часть Ва̄судевы, поскольку он изошел из элемента читта, сознания, которым управляет Ва̄судева, а также потому, что он (Камадева) является причиной порождения материальных тел. Господь говорит в «Бхагавад-гите» (10.28): праджанаш́ ча̄сми кандарпах̣ — «Из причин появления потомства Я Кандарпа [бог любви]».
Следующие материалы:
स एव जातो वैदर्भ्यां कृष्णवीर्यसमुद्भ‍व: ।
प्रद्युम्न इति विख्यात: सर्वतोऽनवम: पितु: ॥ २ ॥
са эва джа̄то ваидарбхйа̄м̇
кр̣шн̣а-вӣрйа-самудбхавах̣
прадйумна ити викхйа̄тах̣
сарвато ’навамах̣ питух̣
сах̣ — Он; эва — поистине; джа̄тах̣ — родившись; ваидарбхйа̄м — у дочери царя Видарбхи; кр̣шн̣а-вӣрйа — от семени Господа Кришны; самудбхавах̣ — появившийся; прадйумнах̣ — Прадьюмна; ити — так; викхйа̄тах̣ — известный; сарватах̣ — во всех отношениях; анавамах̣ — не уступающий; питух̣ — Своему отцу

Перевод:

Он родился из лона Вайдарбхи от семени Господа Кришны. Его назвали Прадьюмной, и Он ни в чем не уступал Своему отцу.
तं शम्बर: कामरूपी हृत्वा तोकमनिर्दशम् ।
स विदित्वात्मन: शत्रुं प्रास्योदन्वत्यगाद् गृहम् ॥ ३ ॥
там̇ ш́амбарах̣ ка̄ма-рӯпӣ
хр̣тва̄ токам анирдаш́ам
са видитва̄тманах̣ ш́атрум̇
пра̄сйоданватй ага̄д гр̣хам
там — Его; ш́амбарах̣ — демон Шамбара; ка̄ма — по своему желанию; рӯпӣ — принимавший любые облики; хр̣тва̄ — украв; токам — ребенка; аних̣-даш́ам — которому еще не было десяти дней; сах̣ — он (Шамбара); видитва̄ — узнав; а̄тманах̣ — своего; ш́атрум — врага; пра̄сйа — бросив; уданвати — в море; ага̄т — вернулся; гр̣хам — в свой дом

Перевод:

Демон Шамбара, который по своему желанию мог принимать любое обличье, похитил младенца, когда тому не минуло еще и десяти дней. Узнав в Нем своего врага, Шамбара бросил Его в море, а затем вернулся домой.

Комментарий:

Шрила Вишванатха Чакраварти отмечает, что, согласно «Вишну-пуране», Прадьюмну выкрали на шестой день Его жизни.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».