Текст 46

नात्मनोऽन्येन संयोगो वियोगश्चासत: सति ।
तद्धेतुत्वात्तत्प्रसिद्धेर्द‍ृग्‌रूपाभ्यां यथा रवे: ॥ ४६ ॥
на̄тмано ’нйена сам̇його
вийогаш́ часатах̣ сати
тад-дхетутва̄т тат-прасиддхер
др̣г-рӯпа̄бхйа̄м̇ йатха̄ равех̣
на — не; а̄тманах̣ — для души; анйена — с чем либо другим; сам̇йогах̣ — связь; вийогах̣ — разделение; ча — и; асатах̣ — с тем, что несущественно; сати — о мудрая; тат — от этого (души); хетутва̄т — поскольку происходят; тат — с помощью этого (души); прасиддхех̣ — поскольку проявляются; др̣к — с чувством зрения; рӯпа̄бхйа̄м — и видимой формой; йатха̄ — как; равех̣ — для солнца.

Перевод:

О разумная девушка, душа никогда не соприкасается с эфемерными материальными объектами и никогда не отделяется от них, поскольку сама порождает и проявляет их. В этом смысле душа похожа на солнце, которое, никогда не соприкасаясь с органом зрения и тем, что воспринимается с помощью зрения, в то же время остается неотделимым от них.

Комментарий:

Как объяснялось в предыдущем стихе, обусловленная душа по своему невежеству считает себя материальным телом и потому находится в круговороте рождений и смертей. На самом деле материя и дух — это две энергии изначального источника всего, Верховного Господа, Абсолютной Истины.
Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (7.5): джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо йайедам̇ дха̄рйате джагат. Материальный мир существует из-за того, что дживы хотят его использовать. Он подобен тюрьме. Преступники хотят совершать преступления, поэтому правительству приходится содержать тюрьмы. Так же и Верховный Господь поддерживает материальные вселенные, поскольку обусловленные души хотят бунтовать против Него. Они пытаются наслаждаться без Него, вместо того чтобы любить Его и сотрудничать с Ним. Поэтому здесь душу описывают словом тад-дхетутва̄т, имея в виду, что именно душа побуждает материальные элементы сформировать материальное тело. Термин тат- прасиддхех̣ указывает на то, что душа также причина того, что мы можем наблюдать материальное тело, и то же слово подразумевает, что все это хорошо известно просвещенным людям.
Кроме обычного значения, слово а̄тманах̣ в этом стихе может означать также Высшую Душу. В этом случае тад-дхетутва̄т будет значить, что Господь Кришна пускает в ход Свою энергию и с ее помощью творит материальный мир. Поскольку Господь вечно существует в Своем чистом, духовном теле, материя никогда не оскверняет Его, на что указывает этот стих.
Следующие материалы:

Текст 47

जन्मादयस्तु देहस्य विक्रियानात्मन: क्व‍‍चित् ।
कलानामिव नैवेन्दोर्मृतिर्ह्यस्य कुहूरिव ॥ ४७ ॥
джанма̄дайас ту дехасйа
викрийа̄ на̄тманах̣ квачит
кала̄на̄м ива наивендор
мр̣тир хй асйа кухӯр ива
джанма — рождение и проч.; ту — но; дехасйа — те́ла; викрийа̄х̣ — изменения; на — не; а̄тманах̣ — души́; квачит — когда либо; кала̄на̄м — фаз; ива — как; на — не; эва — несомненно; индох̣ — луны; мр̣тих̣ — смерть; хи — конечно; асйа — ее; кухӯх̣ — новолуние; ива — как.

Перевод:

Рождение и другие изменения происходят только с телом, а не с душой, подобно тому как меняются лунные фазы, а сама луна остается при этом неизменной, хотя новолуние можно назвать «смертью» луны.

Комментарий:

Здесь Господь Баларама объясняет, как обусловленные души отождествляют себя с телом и как можно освободиться от этого отождествления. Несомненно, каждый человек считает себя молодым или старым, здоровым или больным, однако все эти обозначения — просто иллюзия, такая же, как представление о том, что луна убывает или прибывает. Отождествляя себя с материальным телом, мы теряем возможность понять природу души.

Текст 48

यथा शयान आत्मानं विषयान् फलमेव च ।
अनुभुङ्क्ते ऽप्यसत्यर्थे तथाप्नोत्यबुधो भवम् ॥ ४८ ॥
йатха̄ ш́айа̄на а̄тма̄нам̇
вишайа̄н пхалам эва ча
анубхун̇кте ’пй асатй артхе
татха̄пнотй абудхо бхавам
йатха̄ — как; ш́айа̄нах̣ — спящий человек; а̄тма̄нам — себя; вишайа̄н — объекты чувств; пхалам — плоды; эва — несомненно; ча — также; анубхун̇кте — ощущает; апи — даже; асати — в том, что нереально; татха̄ — так; а̄пноти — испытывает; абудхах̣ — неразумный; бхавам — материальное существование.

Перевод:

Подобно тому как спящий видит во сне самого себя, объекты чувственного наслаждения и плоды своих трудов, те, кто не отличается разумом, ведут материальное существование.

Комментарий:

В шрути говорится: асан̇го хй айам̇ пурушах̣ — «Живое существо никак не связано с материальным миром». Именно это объясняется в данном стихе. Похожее утверждение есть в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (11.22.56):
артхе ’хй авидйама̄не ’пи
сам̇ср̣тир на нивартате
дхйа̄йато вишайа̄н асйа
свапне ’нартха̄гамо йатха̄
«Для того, кто постоянно думает о наслаждениях, материальная жизнь, при всей ее эфемерности, длится, словно бесконечный дурной сон».