Текст 45
Оригинал:
तां वै प्रवयसो बालां विधिज्ञा विप्रयोषित: ।
भवानीं वन्दयांचक्रुर्भवपत्नीं भवान्विताम् ॥ ४५ ॥
Транскрипция:
та̄м̇ ваи правайасо ба̄ла̄м̇
видхи-джн̃а̄ випра-йошитах̣
бхава̄нӣм̇ вандайа̄м̇ чакрур
бхава-патнӣм̇ бхава̄нвита̄м
Синонимы:
та̄м — ее; ваи — несомненно; правайасах̣ — пожилые; ба̄ла̄м — юную девушку; видхи — правил, по которым проводятся обряды; джн̃а̄х̣ — знатоки; випра — брахманов; бхава̄нӣм — богине Амбике; вандайа̄м — направляли в оказании почтения; бхава — жене Бхавы (Господа Шивы); бхава — рядом с которой находился Господь Бхава.
Перевод:
Пожилые жены брахманов, искушенные в ритуалах, направляли юную Рукмини в поклонении Бхавани, рядом с которой был ее супруг, Господь Бхава.
Комментарий:
Как пишут ачарьи, в этом стихе термин бхава̄нвита̄м указывает на то, что главным божеством храма, куда пришла Рукмини, была Амбика, а Господь Шива, ее супруг, просто находился рядом с ней. Вот почему ритуалы в этом храме совершали женщины.
Шрила Вишванатха Чакраварти поясняет, что слово видхи-джн̃а̄х̣ можно трактовать так: мудрые жены брахманов знали, что Рукмини хочет выйти замуж за Кришну, и потому побуждали ее молиться о том, чего она на самом деле хотела (вандайа̄м̇ чакрух̣), чтобы, подобно богине Бхавани, Рукмини соединилась со своим вечным супругом.
Следующие материалы:
Текст 46
Оригинал:
नमस्ये त्वाम्बिकेऽभीक्ष्णं स्वसन्तानयुतां शिवाम् ।
भूयात् पतिर्मे भगवान् कृष्णस्तदनुमोदताम् ॥ ४६ ॥
Транскрипция:
намасйе тва̄мбике ’бхӣкшн̣ам̇
сва-санта̄на-йута̄м̇ ш́ива̄м
бхӯйа̄т патир ме бхагава̄н
кр̣шн̣ас тад анумодата̄м
Синонимы:
намасйе — я склоняюсь; тва̄ — перед тобой; амбике — о Амбика; абхӣкшн̣ам — вновь и вновь; сва — твоими; санта̄на — детьми; йута̄м — а также; ш́ива̄м — супруга Господа Шивы; бхӯйа̄т — пусть Он станет; патих̣ — мужем; ме — моим; бхагава̄н — Верховный Господь; кр̣шн̣ах̣ — Кришна; тат — это; анумодата̄м — пожалуйста, позволь.
Перевод:
[Царевна Рукмини молилась:] О мать Амбика, супруга Господа Шивы, я вновь и вновь склоняюсь перед тобой и твоими детьми. Пусть же Господь Кришна станет моим мужем. Умоляю тебя, устрой это!
Комментарий:
[]
Текст 47-48
Оригинал:
अद्भिर्गन्धाक्षतैर्धूपैर्वास:स्रङ्माल्यभूषणै: ।
नानोपहारबलिभि: प्रदीपावलिभि: पृथक् ॥ ४७ ॥
विप्रस्त्रिय: पतिमतीस्तथा तै: समपूजयत् ।
लवणापूपताम्बूलकण्ठसूत्रफलेक्षुभि: ॥ ४८ ॥
Транскрипция:
адбхир гандха̄кшатаир дхӯпаир
ва̄сах̣-сран̇-ма̄лйа бхӯшан̣аих̣
на̄нопаха̄ра-балибхих̣
прадӣпа̄валибхих̣ пр̣тхак
випра-стрийах̣ патиматӣс
татха̄ таих̣ самапӯджайат
лаван̣а̄пӯпа-та̄мбӯла
кан̣т̣ха-сӯтра-пхалекшубхих̣
Синонимы:
адбхих̣ — водой; гандха — ароматическими маслами; акшатаих̣ — и цельными зернами; дхӯпаих̣ — благовониями; ва̄сах̣ — одеждой; срак — цветочными гирляндами; ма̄лйа — драгоценными ожерельями; бхӯшан̣аих̣ — и украшениями; на̄на̄ — разными; упаха̄ра — подношениями; балибхих̣ — и подарками; прадӣпа — светильников; а̄валибхих̣ — рядами; пр̣тхак — отдельно; випра — женщины из брахманского сословия; пати — мужей; матӣх̣ — имеющие; татха̄ — также; таих̣ — этими предметами; самапӯджайат — совершали поклонение; лаван̣а — солеными блюдами; а̄пӯпа — пирожками; та̄мбӯла — приготовленными орехами бетеля; кан̣т̣ха — священными шнурами; пхала — фруктами; икшубхих̣ — и сахарным тростником.
Перевод:
Рукмини поклонялась богине, предлагая ей воду, ароматические масла, цельные зерна, благовония, ткани, гирлянды, ожерелья, драгоценности, светильники со множеством фитилей и другие предписанные подношения и подарки. Жены брахманов одновременно подносили богине такие же дары, а также соленые блюда, пирожки, приготовленные орехи бетеля, священные шнуры, фрукты и сок сахарного тростника.
Комментарий:
[]