Шримад-Бхагаватам 10.52.1
Оригинал:
श्रीशुक उवाच
इत्थं सोऽनग्रहीतोऽङ्ग कृष्णेनेक्ष्वाकुनन्दन: ।
तं परिक्रम्य सन्नम्य निश्चक्राम गुहामुखात् ॥ १ ॥
इत्थं सोऽनग्रहीतोऽङ्ग कृष्णेनेक्ष्वाकुनन्दन: ।
तं परिक्रम्य सन्नम्य निश्चक्राम गुहामुखात् ॥ १ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
иттхам̇ со ’награхӣто ’нга
кр̣шн̣енекшва̄ку нанданах̣
там̇ парикрамйа саннамйа
ниш́чакра̄ма гуха̄-мукха̄т
иттхам̇ со ’награхӣто ’нга
кр̣шн̣енекшва̄ку нанданах̣
там̇ парикрамйа саннамйа
ниш́чакра̄ма гуха̄-мукха̄т
Синонимы:
ш́рӣ-ш́уках̣-ува̄ча — Шукадева Госвами сказал; иттхам — таким образом; сах̣ — он; ануграхӣтах̣ — которому была оказана милость; ан̇га — мой дорогой (Махараджа Парикшит); кр̣шн̣ена — Господом Кришной; икшва̄ку-нанданах̣ — Мучукунда, любимец рода Икшваку; там — Его; парикрамйа — обойдя вокруг; саннамйа — поклонившись; ниш́чакра̄ма — он вышел; гуха̄ — пещеры; мукха̄т — из выхода
Перевод:
Шукадева Госвами сказал: Мой дорогой царь, получив благословения Господа Кришны, Мучукунда почтительно обошел вокруг Него и поклонился Ему. Затем Мучукунда, любимец рода Икшваку, покинул пещеру.
Следующие материалы:
Оригинал:
संवीक्ष्य क्षुल्लकान् मर्त्यान् पशून्वीरुद्वनस्पतीन् ।
मत्वा कलियुगं प्राप्तं जगाम दिशमुत्तराम् ॥ २ ॥
मत्वा कलियुगं प्राप्तं जगाम दिशमुत्तराम् ॥ २ ॥
Транскрипция:
сам̇вӣкшйа кшуллака̄н мартйа̄н
паш́ӯн вӣруд-ванаспатӣн
матва̄ кали-йугам̇ пра̄птам̇
джага̄ма диш́ам уттара̄м
паш́ӯн вӣруд-ванаспатӣн
матва̄ кали-йугам̇ пра̄птам̇
джага̄ма диш́ам уттара̄м
Синонимы:
сам̇вӣкшйа — заметив; кшуллака̄н — крошечных; мартйа̄н — людей; паш́ӯн — животных; вӣрут — растения; ванаспатӣн — и деревья; матва̄ — поняв; кали-йугам — век Кали; пра̄птам — наступивший; джага̄ма — он пошел; диш́ам — в направлении; уттара̄м — северном
Перевод:
Увидев, что люди и животные, а также деревья и другие растения стали по размеру гораздо меньше, Мучукунда понял, что надвигается век Кали, и направился на север.
Комментарий:
В этом стихе есть несколько очень важных слов. Стандартный словарь санскрита приводит несколько значений слова кшуллака: «маленький, низкий, развращенный, бедный, жалкий, нехороший, злой, отверженный, жесткий, испытывающий боль, бедствующий». Таковы признаки Кали-юги. Здесь говорится, что в век Кали все эти качества присущи людям, животным, а также деревьям и другим растениям. Самодовольные и очарованные всем, что нас окружает, мы можем только догадываться о красоте и величии людей древности и тех удивительных условиях, в которых они жили.
Последнюю строку стиха, джага̄ма диш́ам уттара̄м, «он направился на север», можно объяснить следующим образом. Когда человек, живущий в Индии, направляется на север, он достигает самых высоких в мире гор, Гималаев. До сих пор на живописных склонах этих гор, в долинах и на вершинах можно видеть уединенные хижины, предназначенные для аскезы и медитации. Таким образом, «пойти на север» для человека ведической культуры означало отказаться от мирских удобств и поселиться в Гималаях, чтобы совершать суровую аскезу ради духовного самосовершенствования.
Оригинал:
तप:श्रद्धायुतो धीरो नि:सङ्गो मुक्तसंशय: ।
समाधाय मन: कृष्णे प्राविशद् गन्धमादनम् ॥ ३ ॥
समाधाय मन: कृष्णे प्राविशद् गन्धमादनम् ॥ ३ ॥
Транскрипция:
тапах̣-ш́раддха̄-йуто дхӣро
них̣сан̇го мукта-сам̇ш́айах̣
сама̄дха̄йа манах̣ кр̣шн̣е
пра̄виш́ад гандхама̄данам
них̣сан̇го мукта-сам̇ш́айах̣
сама̄дха̄йа манах̣ кр̣шн̣е
пра̄виш́ад гандхама̄данам
Синонимы:
тапах̣ — в аскезу; ш́раддха̄ — веру; йутах̣ — имея; дхӣрах̣ — серьезный; них̣сан̇гах̣ — отказавшийся от мирского общения; мукта — освободившийся; сам̇ш́айах̣ — от сомнений; сама̄дха̄йа — сосредоточив в трансе; манах̣ — свой ум; кр̣шн̣е — на Господе Кришне; пра̄виш́ат — он пришел; гандхама̄данам — к горе Гандхамадана
Перевод:
Рассудительный царь, отказавшийся от материального общения и свободный от сомнений, хорошо понимал ценность аскезы. Погрузившись в размышления о Господе Кришне, он пришел к горе Гандхамадана.
Комментарий:
Название Гандхамадана означает «место восхитительных ароматов». Без сомнения, воздух Гандхамаданы был напоен благоуханием диких цветов, лесного меда и другими ароматами.