Текст 13

नम: कृष्णाय शुद्धाय ब्रह्मणे परमात्मने ।
योगेश्वराय योगाय त्वामहं शरणं गता ॥ १३ ॥
намах̣ кр̣шн̣а̄йа ш́уддха̄йа
брахман̣е парама̄тмане
йогеш́вара̄йа йога̄йа
тва̄м ахам̇ ш́аран̣ам̇ гата̄
намах̣ — поклоны; кр̣шн̣а̄йа — Кришне; ш́уддха̄йа — чистому; брахман̣е — Абсолютной Истине; парама — Сверхдуше; йога — чистого преданного служения; ӣш́вара̄йа — повелителю; йога̄йа — источнику знания; тва̄м — к Тебе; ахам — я; ш́аран̣ам — за прибежищем; гата̄ — обратилась.

Перевод:

Я склоняюсь перед Тобой, о Кришна, наичистейший, Абсолютная Истина и Высшая Душа, властелин чистого преданного служения и изначальный источник знания. Я обращаюсь к Тебе в надежде на Твое покровительство.

Комментарий:

Шрила Шридхара Свами объясняет, что слово йога̄йа здесь означает «Кришне, изначальному источнику знания». Слово йога обозначает связь, а также средство достижения цели. Будучи обладающими сознанием живыми существами, мы связаны с Высшей Душой посредством бхакти, или преданности. Вступая с Господом в такие взаимоотношения, мы обретаем совершенное знание о Высшей Душе. Поскольку Высшая Душа — это Абсолютная Истина, познать Ее в совершенстве — значит обрести совершенное знание обо всем. В «Мундака-упанишад» (1.1.3) говорится: касмин ну бхагаво виджн̃а̄те сарвам идам̇ виджн̃а̄там̇ бхаватӣти — постигнув Абсолют, человек обретает знание обо всем. Таким образом, Господь Кришна посредством Своей духовной энергии устанавливает с нами связь, и эта связь — источник духовного знания. Своим объяснением этого стиха ачарья Шридхара побуждает нас глубже вникать в тонкости философии сознания Кришны.
Следующие материалы:

Текст 14

श्रीशुक उवाच
इत्यनुस्मृत्य स्वजनं कृष्णं च जगदीश्वरम् ।
प्रारुदद् दु:खिता राजन् भवतां प्रपितामही ॥ १४ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
итй анусмр̣тйа сва-джанам̇
кр̣шн̣ам̇ ча джагад-ӣш́варам
пра̄рудад дух̣кхита̄ ра̄джан
бхавата̄м̇ прапита̄махӣ
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; ити — как выражено в этих словах; анусмр̣тйа — вспоминая; сва — своих родственников; кр̣шн̣ам — Кришну; ча — и; джагат — вселенной; ӣш́варам — Верховного Господа; пра̄рудат — она горько плакала; дух̣кхита̄ — несчастная; ра̄джан — о царь (Парикшит); бхавата̄м — твоя; прапита̄махӣ — прабабушка.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: О царь, вспоминая так своих родных и Кришну, Господа вселенной, твоя прабабушка Кунтидеви горько заплакала.

Комментарий:

[]

Текст 15

समदु:खसुखोऽक्रूरो विदुरश्च महायशा: ।
सान्‍त्‍वयामासतु: कुन्तीं तत्पुत्रोत्पत्तिहेतुभि: ॥ १५ ॥
сама-дух̣кха-сукхо ’крӯро
видураш́ ча маха̄-йаш́а̄х̣
са̄нтвайа̄м а̄сатух̣ кунтӣм̇
тат-путротпатти-хетубхих̣
сама — одинаковый (с ней); дух̣кха — в горе; сукхах̣ — и радости; акрӯрах̣ — Акрура; видурах̣ — Видура; ча — и; маха̄ — самый прославленный; са̄нтвайа̄м — оба они утешили; кунтӣм — Шримати Кунтидеви; тат — ее; путра — сыновей; утпатти — рождения; хетубхих̣ — объяснением причин.

Перевод:

Акрура, который разделял с царицей Кунти все ее радости и печали, и прославленный Видура утешили царицу, напомнив ей, каким необычным путем появились на свет ее сыновья.

Комментарий:

Акрура и Видура напомнили царице Кунти, что сыновья ее родились от полубогов с райских планет, а потому их невозможно уничтожить, как простых смертных. На самом деле этой благочестивой семье было уготовано победить всех своих врагов.