Текст 8
Оригинал:
सैवं कैवल्यनाथं तं प्राप्य दुष्प्राप्यमीश्वरम् ।
अङ्गरागार्पणेनाहो दुर्भगेदमयाचत ॥ ८ ॥
Транскрипция:
саивам̇ каивалйа-на̄тхам̇ там̇
пра̄пйа душпра̄пйам ӣш́варам
ан̇га-ра̄га̄рпан̣ена̄хо
дурбхагедам айа̄чата
Синонимы:
са — она; эвам — так; каивалйа — освобождения; на̄тхам — повелителя; там — Его; пра̄пйа — обретя; душпра̄пйам — которого невозможно обрести; ӣш́варам — Верховного Господа; ан̇га — притирание для тела; арпан̣ена — поднеся; ахо — о; дурбхага̄ — несчастная; идам — это; айа̄чата — она попросила.
Перевод:
Просто поднеся Кришне притирание, она обрела недостижимого Верховного Господа, и потому сейчас несчастная Тривакра обратилась к повелителю освобождения с такой просьбой.
Комментарий:
Как пишет Шрила Вишванатха Чакраварти, Шримати Тривакра молила Господа: «Пожалуйста, наслаждайся только со мной и забудь всех остальных женщин». Поскольку Кришна не мог дать ей такое благословение, Тривакру называют здесь несчастной. Шридхара Свами добавляет, что, хотя на первый взгляд может показаться, будто она просила материальных любовных наслаждений, на самом деле к этому моменту она уже была освобожденной душой.
Следующие материалы:
Текст 9
Оригинал:
सहोष्यतामिह प्रेष्ठ दिनानि कतिचिन्मया ।
रमस्व नोत्सहे त्यक्तुं सङ्गं तेऽम्बुरुहेक्षण ॥ ९ ॥
Транскрипция:
сахошйата̄м иха прешт̣ха
дина̄ни катичин майа̄
рамасва нотсахе тйактум̇
сан̇гам̇ те ’мбурухекшан̣а
Синонимы:
саха — вместе; ушйата̄м — пожалуйста, останься; иха — здесь; прешт̣ха — о мой возлюбленный; дина̄ни — дней; катичит — на несколько; майа̄ — со мной; рамасва — пожалуйста, насладись; на — я не смогу вынести; тйактум — прекратив; сан̇гам — общение; те — с Тобой; амбуруха — о лотосоокий.
Перевод:
[Тривакра сказала:] О возлюбленный мой, пожалуйста, останься здесь еще на несколько дней и наслаждайся со мной. О лотосоокий, я не смогу вынести разлуку с Тобой!
Комментарий:
Слово амбу означает «вода», а руха значит «поднимающийся». Таким образом, слово амбуруха означает «лотос, который растет из воды». Здесь Господа Кришну называют амбурухекшан̣а, «лотосоокий». Он источник и воплощение самой красоты, и нет ничего удивительного в том, что Тривакра была очарована Им. Тем не менее, красота Господа духовна и чиста, и цель Его была вовсе не в том, чтобы наслаждаться с Тривакрой: Он пришел к ней только для того, чтобы возвести ее на уровень чистого, духовного бытия, сознания Кришны.
Текст 10
Оригинал:
तस्यै कामवरं दत्त्वा मानयित्वा च मानद: ।
सहोद्धवेन सर्वेश: स्वधामागमद् ऋद्धिमत् ॥ १० ॥
Транскрипция:
тасйаи ка̄ма-варам̇ даттва̄
ма̄найитва̄ ча ма̄на-дах̣
саходдхавена сарвеш́ах̣
сва-дха̄ма̄гамад р̣ддхимат
Синонимы:
тасйаи — ей; ка̄ма — материального желания; варам — благословение ей; даттва̄ — даровав; ма̄найитва̄ — оказав ей почтение; ча — и; ма̄на — Он, оказывающий почтение другим; саха — вместе с Уддхавой; сарва — Господь всех живых существ; сва — в Свою; дха̄ма — обитель; агамат — отправился; р̣ддхи — необычайно роскошную.
Перевод:
Пообещав ей исполнить ее горячее желание, учтивый Кришна, Господь всех живых существ, выразил Тривакре Свое почтение, а затем вместе с Уддхавой вернулся в Свой роскошнейший дворец.
Комментарий:
По мнению всех ачарьев, которые комментировали этот стих, слова ка̄ма-варам̇ даттва̄ указывают на то, что Господь Кришна пообещал Тривакре утолить ее сладострастие.