Текст 6
Оригинал:
अन्येष्वर्थकृता मैत्री यावदर्थविडम्बनम् ।
पुम्भि: स्त्रीषु कृता यद्वत् सुमन:स्विव षट्पदै: ॥ ६ ॥
पुम्भि: स्त्रीषु कृता यद्वत् सुमन:स्विव षट्पदै: ॥ ६ ॥
Транскрипция:
анйешв артха-кр̣та̄ маитрӣ
йа̄вад-артха-вид̣амбанам
пумбхих̣ стрӣшу кр̣та̄ йадват
суманах̣св ива шат̣падаих̣
йа̄вад-артха-вид̣амбанам
пумбхих̣ стрӣшу кр̣та̄ йадват
суманах̣св ива шат̣падаих̣
Синонимы:
анйешу — к другим; артха — с какой либо целью; кр̣та̄ — проявлена; маитрӣ — дружба; йа̄ват — пока; артха — (человек выполняет свое) намерение; вид̣амбанам — притворство; пумбхих̣ — мужчинами; стрӣшу — по отношению к женщинам; кр̣та̄ — проявляемое; йадват — так же; суманах̣су — к цветам; ива — как; шат̣ — пчелами.
Перевод:
Дружеское обращение человека с посторонними — теми, кто не приходится ему родственниками, — всегда продиктовано какой-то корыстью, а потому является притворством, продолжающимся только до тех пор, пока он не достигнет желанной цели. Такое дружелюбие сродни интересу, который мужчины проявляют к женщинам, а пчелы — к цветкам.
Комментарий:
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что привлекательные женщины, подобно цветам, обладают красотой, ароматом, нежностью, очарованием и т. д. Подобно тому как пчелы, отведав нектара из одного цветка, сразу перелетают на другой, легкомысленные мужчины бросают красивых, преданных им женщин в поисках новых наслаждений. Здесь гопи осуждают такое поведение. Целиком отдав свое сердце Шри Кришне, они хотели только одного — чтобы Кришна наслаждался их красотой, и теперь, мучимые болью разлуки, сомневались в искренности дружбы Кришны.
Таковы трансцендентные развлечения Господа. Господь Кришна и гопи — это полностью свободные души, и любовь между ними духовна. В противоположность этому, наши так называемые любовные отношения, будучи искаженным отражением совершенной любви духовного мира, осквернены вожделением, жадностью, гордостью и прочим. И гопи, и, конечно же, Сам Шри Кришна свободны от этих низших качеств. Их глубокие любовные чувства порождены только чистой преданностью и ничем иным.
Следующие материалы: