Текст 9-13

वासितार्थेऽभियुध्यद्भ‍िर्नादितं शुश्मिभिर्वृषै: ।
धावन्तीभिश्च वास्राभिरुधोभारै: स्ववत्सकान् ॥ ९ ॥
इतस्ततो विलङ्घद्भ‍िर्गोवत्सैर्मण्डितं सितै: ।
गोदोहशब्दाभिरवं वेणूनां नि:स्वनेन च ॥ १० ॥
गायन्तीभिश्च कर्माणि शुभानि बलकृष्णयो: ।
स्वलङ्कृताभिर्गोपीभिर्गोपैश्च सुविराजितम् ॥ ११ ॥
अग्‍न्यर्कातिथिगोविप्रपितृदेवार्चनान्वितै: ।
धूपदीपैश्च माल्यैश्च गोपावासैर्मनोरमम् ॥ १२ ॥
सर्वत: पुष्पितवनं द्विजालिकुलनादितम् ।
हंसकारण्डवाकीर्णै: पद्मषण्डैश्च मण्डितम् ॥ १३ ॥
ва̄сита̄ртхе ’бхийудхйадбхир
на̄дитам̇ ш́уш́мибхир вр̣шаих̣
дха̄вантӣбхиш́ ча ва̄сра̄бхир
удхо-бха̄раих̣ сва-ватсака̄н

итас тато вилан̇гхадбхир
го-ватсаир ман̣д̣итам̇ ситаих̣
го-доха-ш́абда̄бхиравам̇
вен̣ӯна̄м̇ них̣сванена ча

га̄йантӣбхиш́ ча карма̄н̣и
ш́убха̄ни бала-кр̣шн̣айох̣
св-алан̇кр̣та̄бхир гопӣбхир
гопаиш́ ча су-вира̄джитам

агнй-арка̄титхи-го-випра
питр̣-дева̄рчана̄нвитаих̣
дхӯпа-дӣпаиш́ ча ма̄лйаиш́ ча
гопа̄ва̄саир мано-рамам

сарватах̣ пушпита-ванам̇
двиджа̄ли-кула-на̄дитам
хам̇са-ка̄ран̣д̣ава̄кӣрн̣аих̣
падма-шан̣д̣аиш́ ча ман̣д̣итам
ва̄сита — коров, готовых зачать; артхе — ради; абхийудхйадбхих̣ — которые сражались друг с другом; на̄дитам — оглашаемая звуками; ш́уш́мибхих̣ — сексуально возбужденных; вр̣шаих̣ — быков; дха̄вантӣбхих̣ — бегающих; ча — и; ва̄сра̄бхих̣ — коров; удхах̣ — своим выменем; бха̄раих̣ — отягощенных; сва — за своими; ватсака̄н — телятами; итах̣ — тут и там; вилан̇гхадбхих̣ — прыгающими; го — телятами; ман̣д̣итам — украшенная; ситаих̣ — белыми; го — дойки коров; ш́абда — звуками; абхиравам — раздающимися; вен̣ӯна̄м — флейт; них̣сванена — громкими трелями; ча — и; га̄йантӣбхих̣ — которые пели; ча — и; карма̄н̣и — о деяниях; ш́убха̄ни — благоприятных; бала — Баларамы и Кришны; су — изысканно; алан̇кр̣та̄бхих̣ — украшенными; гопӣбхих̣ — пасту́шками; гопаих̣ — пастухами; ча — и; су — великолепными; агни — жертвенному огню; арка — солнцу; атитхи — гостям; го — коровам; випра — брахманам; питр̣ — предкам; дева — и полубогам; арчана — поклонением; анвитаих̣ — наполненные; дхӯпа — благовониями; дӣпаих̣ — лампадами; ча — и; ма̄лйаих̣ — гирляндами; ча — также; гопа — благодаря домам пастухов; манах̣ — очень привлекательным; сарватах̣ — со всех сторон; пушпита — цветущим; ванам — с лесом; двиджа — птиц; али — и пчел; кула — роями; на̄дитам — оглашаемым криками; хам̇са — лебедей; ка̄ран̣д̣ава — и особой породы уток; а̄кӣрн̣аих̣ — полным; падма — скоплениями лотосов; ча — и; ман̣д̣итам — украшенным.

Перевод:

Гокула оглашалась ревом быков, сражающихся друг с другом за коров, готовых понести, мычанием коров, которые с полным выменем бежали за своими телятами, и звуками дойки. Белые телята скакали повсюду, пастухи громко играли на флейтах, и отовсюду доносились песни о приносящих благо деяниях Кришны и Баларамы. Песни эти пели пастухи и пасту́шки, своими яркими нарядами делавшие Гокулу еще прекраснее. Дома пастухов Гокулы приковывали к себе взгляд, ибо их украшала утварь для поклонения священному огню, солнцу, нежданным гостям, коровам, брахманам, предкам и полубогам. Со всех сторон деревню окружал цветущий лес, наполненный криками птиц и жужжанием пчел. Его украшали озера, в которых плавали лебеди, а также утки карандава и в изобилии росли лотосы.

Комментарий:

Хотя из-за разлуки с Господом Кришной Гокула была погружена в скорбь, Господь пустил в ход Свою внутреннюю энергию, чтобы скрыть это от глаз Уддхавы и показать ему суету и веселье, которые обычно царили во Врадже на закате солнца.
Следующие материалы:

Текст 14

तमागतं समागम्य कृष्णस्यानुचरं प्रियम् ।
नन्द: प्रीत: परिष्वज्य वासुदेवधियार्चयत् ॥ १४ ॥
там а̄гатам̇ сама̄гамйа
кр̣шн̣асйа̄нучарам̇ прийам
нандах̣ прӣтах̣ паришваджйа
ва̄судева-дхийа̄рчайат
там — к нему (Уддхаве); а̄гатам — прибывшему; сама̄гамйа — приблизившись; кр̣шн̣асйа — Кришны; анучарам — последователя; прийам — дорогого; нандах̣ — Махараджа Нанда; прӣтах̣ — счастливый; паришваджйа — обняв; ва̄судева — думая о Господе Ва̄судеве; а̄рчайат — поклонился.

Перевод:

Как только Уддхава подъехал к дому Махараджи Нанды, тот сразу вышел ему навстречу. Царь пастухов с огромной радостью обнял Уддхаву и стал приветствовать его так, словно тот был Самим Господом Ва̄судевой.

Комментарий:

Уддхава выглядел точь-в-точь как сын Нанды, Кришна, и любой, кто видел его, радовался. Вот почему Нанда, погруженный в мысли о разлуке с Кришной, тут же пришел в себя, увидев, что к его дому приближается Уддхава, и устремился ему навстречу, чтобы обнять такого возвышенного гостя.

Текст 15

भोजितं परमान्नेन संविष्टं कशिपौ सुखम् ।
गतश्रमं पर्यपृच्छत् पादसंवाहनादिभि: ॥ १५ ॥
бходжитам̇ парама̄ннена
сам̇вишт̣ам̇ каш́ипау сукхам
гата-ш́рамам̇ парйапр̣ччхат
па̄да-сам̇ва̄хана̄дибхих̣
бходжитам — накормленного; парама — самой лучшей едой; сам̇вишт̣ам — усаженного; каш́ипау — на мягкую кровать; сукхам — удобно; гата — освобожденного; ш́рамам — от усталости; парйапр̣ччхат — он спросил; па̄да — его стоп; сам̇ва̄хана — растиранием; а̄дибхих̣ — и прочим.

Перевод:

После того как Уддхаву накормили разными яствами, усадили на удобную кровать и сняли его усталость растиранием стоп и другими способами, Нанда принялся расспрашивать его.

Комментарий:

Шрила Джива Госвами упоминает, что стопы Уддхавы массировал слуга Нанды, поскольку Уддхава приходился Нанде племянником.