Текст 5
Оригинал:
त्रय्या च विद्यया केचित्त्वां वै वैतानिका द्विजा: ।
यजन्ते विततैर्यज्ञैर्नाना रूपामराख्यया ॥ ५ ॥
Транскрипция:
траййа̄ ча видйайа̄ кечит
тва̄м̇ ваи ваита̄ника̄ двиджа̄х̣
йаджанте витатаир йаджн̃аир
на̄на̄-рӯпа̄мара̄кхйайа̄
Синонимы:
траййа̄ — трех Вед; ча — и; видйайа̄ — мантрами; кечит — некоторые; тва̄м — Тебе; ваи — несомненно; ваита̄ника̄х̣ — которые следуют правилу трех священных огней; двиджа̄х̣ — брахманы; йаджанте — поклоняются; витатаих̣ — сложными; йаджн̃аих̣ — ритуальными жертвоприношениями; на̄на̄ — разными; рӯпа — обладающих формами; амара — полубогов; а̄кхйайа̄ — именами.
Перевод:
Брахманы, которые следуют предписаниям, касающимся трех священных огней, поклоняются Тебе, произнося мантры трех Вед и совершая сложные огненные жертвоприношения различным полубогам, обладающим разнообразными обликами и именами.
Комментарий:
Акрура упоминает в этих стихах, как поклоняются Верховному Господу последователи санкхьи, йоги и трех Вед. На первый взгляд, Веды рекомендуют поклоняться Индре, Варуне и другим полубогам, и каждый раз тот или иной полубог именуется главным. В то же время в Ведах утверждается, что есть только один высший повелитель, одна Абсолютная Истина. Это Шри Кришна, Личность Бога, который распространяет Свою энергию по всему материальному творению в виде полубогов. Таким образом, все, что приносится в жертву полубогам через ритуалы карма-канды — религиозных обрядов ради плодов, — в конце концов отдается Ему. Однако, если человек хочет достичь вечного совершенства, он должен поклоняться непосредственно Самому Господу, в полном сознании Кришны.
Следующие материалы:
Текст 6
Оригинал:
एके त्वाखिलकर्माणि सन्न्यस्योपशमं गता: ।
ज्ञानिनो ज्ञानयज्ञेन यजन्ति ज्ञानविग्रहम् ॥ ६ ॥
Транскрипция:
эке тва̄кхила-карма̄н̣и
саннйасйопаш́амам̇ гата̄х̣
джн̃а̄нино джн̃а̄на-йаджн̃ена
йаджанти джн̃а̄на-виграхам
Синонимы:
эке — некоторые; тва̄ — Тебе; акхила — всю; карма̄н̣и — деятельность; саннйасйа — отвергнув; упаш́амам — покоя; гата̄х̣ — достигая; джн̃а̄нинах̣ — искатели знания; джн̃а̄на — жертвоприношением через постижение Истины; йаджанти — они поклоняются; джн̃а̄на — олицетворению знания.
Перевод:
В попытках постичь духовное знание некоторые люди отказываются от всей материальной деятельности и, обретя таким способом умиротворение, совершают гьяна-ягью — жертвоприношение, заключающееся в философском поиске Истины. Так они поклоняются Тебе, изначальному источнику знания.
Комментарий:
Современные философы пытаются обрести знание, не поклоняясь Верховной Личности Бога, и потому результаты их поисков ничтожны, если не сказать смехотворны.
Текст 7
Оригинал:
अन्ये च संस्कृतात्मानो विधिनाभिहितेन ते ।
यजन्ति त्वन्मयास्त्वां वै बहुमूर्त्येकमूर्तिकम् ॥ ७ ॥
Транскрипция:
анйе ча сам̇скр̣та̄тма̄но
видхина̄бхихитена те
йаджанти тван-майа̄с тва̄м̇ ваи
баху-мӯртй-эка-мӯртикам
Синонимы:
анйе — другие; ча — и; сам̇скр̣та — очищен; а̄тма̄нах̣ — чей разум; видхина̄ — наставлениями (таких писаний, как «Панчаратра»); абхихитена — представленных; те — Тобой; йаджанти — поклоняются; тват — погруженные в мысли о Тебе; тва̄м — Тебе; ваи — несомненно; баху — имеющему множество обликов; эка — имеющему один образ.
Перевод:
Другие же — те, чей разум чист, — следуют указаниям вайшнавских писаний, поведанных Тобой. Погруженные в мысли о Тебе, они поклоняются Тебе как единому Верховному Господу, который проявляет Себя во множестве образов и форм.
Комментарий:
Следует обратить внимание на слово сам̇скр̣та̄тма̄нах̣, «те, чей разум чист». Оно указывает на то, что предыдущие стихи описывали людей, которые еще не очистили свой разум от материальной скверны, а потому поклоняются Господу косвенно. Однако те, чей разум чист, поклоняются Самому Господу либо в Его изначальном облике Верховной Личности Бога, Господа Кришны, либо одному из Его полных проявлений, таких как Ва̄судева, Санкаршана, Прадьюмна или Анируддха, как говорится в этом стихе.