Текст 4-5

हन्त चित्रमबला: श‍ृणुतेदं
हारहास उरसि स्थिरविद्युत् ।
नन्दसूनुरयमार्तजनानां
नर्मदो यर्हि कूजितवेणु: ॥ ४ ॥
वृन्दशो व्रजवृषा मृगगावो
वेणुवाद्यहृतचेतस आरात् ।
दन्तदष्टकवला धृतकर्णा
निद्रिता लिखितचित्रमिवासन् ॥ ५ ॥
ханта читрам абала̄х̣ ш́р̣н̣утедам̇
ха̄ра-ха̄са ураси стхира-видйут
нанда-сӯнур айам а̄рта-джана̄на̄м̇
нарма-до йархи кӯджита-вен̣ух̣

вр̣ндаш́о враджа-вр̣ша̄ мр̣га-га̄во
вен̣у-ва̄дйа-хр̣та-четаса а̄ра̄т
данта-дашт̣а-кавала̄ дхр̣та-карн̣а̄
нидрита̄ ликхита-читрам ива̄сан
ханта — ах; читрам — чудо; абала̄х̣ — о девушки; ш́р̣н̣ута — выслушайте; идам — эта; ха̄ра — (сияющая) словно ожерелье; ха̄сах̣ — чья улыбка; ураси — на груди; стхира — неподвижная; видйут — молния; нанда — сын Махараджи Нанды; айам — этот; а̄рта — обеспокоенным; джана̄на̄м — людям; нарма — радость; дах̣ — дарующий; йархи — когда; кӯджита — заиграл; вен̣ух̣ — на Своей флейте; врн̣даш́ах̣ — в стадах; враджа — находящиеся на пастбище; вр̣ша̄х̣ — быки; мр̣га — олени; га̄вах̣ — и коровы; вен̣у — флейты; ва̄дйа — песней; хр̣та — украдены; четасах̣ — их умы; а̄ра̄т — на расстоянии; данта — в их зубах; дашт̣а — стиснутая; кавала̄х̣ — чьи рты; дхр̣та — держа; карн̣а̄х̣ — их уши; нидрита̄х̣ — спящие; ликхита — нарисованные; читрам — картина; ива — будто; а̄сан — они были.

Перевод:

О девушки! У сына Нанды, дарующего радость всем страждущим, на груди красуется застывшая молния, а Его улыбка сиянием подобна ожерелью из драгоценных камней. А теперь послушайте нечто удивительное. Когда Он играет на флейте, все быки, коровы и олени Враджа, что пасутся вдалеке, очарованные этими звуками, замирают. Они перестают жевать траву и навостряют уши. Завороженные, они застывают, словно нарисованные на картине или спящие.

Комментарий:

Слово стхира-видйут, «застывшая молния», относится к богине процветания, которая всегда покоится на груди Верховного Господа. Когда животные Вриндавана слышат звуки флейты, они замирают от восторга и перестают жевать траву, не в силах проглотить ее. В этом стихе гопи, разлученные с Кришной, удивляются тому, какое воздействие имеет флейта Кришны на всех живых существ.
Шрила Шридхара Свами объясняет смысл слов ха̄ра-ха̄са. В этом составном слове улыбка Господа Кришны сравнивается с ожерельем: «Это слово может означать „тот, чья улыбка сияет, словно драгоценное ожерелье“ или же „тот, чья улыбка отражается в Его драгоценных ожерельях“, поскольку, играя на флейте, Он наклоняет голову и улыбается. Это слово также может означать „тот, чья улыбка, подобно золотому ожерелью, освещает своим сиянием Его грудь“ или „тот, чьи ожерелья сверкают, подобно ослепительной улыбке“».
Следующие материалы:

Текст 6-7

बर्हिणस्तबकधातुपलाशै-
र्बद्धमल्लपरिबर्हविडम्ब: ।
कर्हिचित् सबल आलि स गोपै-
र्गा: समाह्वयति यत्र मुकुन्द: ॥ ६ ॥
तर्हि भग्नगतय: सरितो वै
तत्पदाम्बुजरजोऽनिलनीतम् ।
स्पृहयतीर्वयमिवाबहुपुण्या:
प्रेमवेपितभुजा: स्तिमिताप: ॥ ७ ॥
бархин̣а-стабака-дха̄ту-пала̄ш́аир
баддха-малла-парибарха-вид̣амбах̣
кархичит са-бала а̄ли са гопаир
га̄х̣ сама̄хвайати йатра мукундах̣

тархи бхагна-гатайах̣ сарито ваи
тат-пада̄мбуджа-раджо ’нила-нӣтам
спр̣хайатӣр вайам ива̄баху-пун̣йа̄х̣
према-вепита-бхуджа̄х̣ стимита̄пах̣
бархин̣а — павлина; стабака — перьями из хвоста; дха̄ту — цветными минералами; пала̄ш́аих̣ — и листьями; баддха — убранные; малла — борца; парибарха — наряду; вид̣амбах̣ — подражая; кархичит — иногда; са — с Баларамой; а̄ли — мои дорогие гопи; сах̣ — Он; гопаих̣ — с мальчиками пастушками; га̄х̣ — коров; сама̄хвайати — зовет; йатра — когда; мукундах̣ — Господь Мукунда; тархи — тогда; бхагна — прервано; гатайах̣ — их движение; саритах̣ — ре́ки; ваи — несомненно; тат — Его; пада — лотосных стоп; раджах̣ — пыль; анила — ветром; нӣтам — принесенную; спр̣хайатӣх̣ — желая; вайам — мы; ива — словно; абаху — незначительно; пун̣йа̄х̣ — чье благочестие; према — из за любви к Богу; вепита — дрожащие; бхуджа̄х̣ — чьи руки (волны); стимита — остановилась; а̄пах̣ — чья вода.

Перевод:

Мои дорогие гопи, иногда Мукунда наряжается борцом, украсив Свое тело листьями, павлиньими перьями и разноцветной глиной. Затем в компании Баларамы и пастушков Он принимается играть на флейте, созывая к Себе коров. В то же мгновение реки останавливают свой бег, и воды их застывают от экстаза, ожидая, когда ветер донесет до них пыль с Его лотосных стоп. К несчастью, реки, подобно нам самим, не отличаются достаточным благочестием, и потому им остается лишь ждать, протягивая к Нему руки, дрожащие от любви.

Комментарий:

Здесь гопи говорят о том, что песнь флейты Кришны оживляет даже безжизненные объекты, вроде рек, а затем заставляет их застывать от экстаза. Подобно тому как самим гопи не всегда удавалось быть рядом с Кришной, реки не могли добраться до лотосных стоп Господа. Несмотря на сильное влечение к Господу, они не могли пошевелиться от восторга, и их руки-волны дрожали от любви к Богу.

Текст 8-11

अनुचरै: समनुवर्णितवीर्य
आदिपूरुष इवाचलभूति: ।
वनचरो गिरितटेषु चरन्ती-
र्वेणुनाह्वयति गा: स यदा हि ॥ ८ ॥
वनलतास्तरव आत्मनि विष्णुं
व्यञ्जयन्त्य इव पुष्पफलाढ्या: ।
प्रणतभारविटपा मधुधारा:
प्रेमहृष्टतनवो ववृषु: स्म ॥ ९ ॥
दर्शनीयतिलको वनमाला-
दिव्यगन्धतुलसीमधुमत्तै: ।
अलिकुलैरलघुगीतामभीष्ट-
माद्रियन् यर्हि सन्धितवेणु: ॥ १० ॥
सरसि सारसहंसविहङ्गा-
श्चारुगीताहृतचेतस एत्य ।
हरिमुपासत ते यतचित्ता
हन्त मीलितद‍ृशो धृतमौना: ॥ ११ ॥
анучараих̣ самануварн̣ита-вӣрйа
а̄ди-пӯруша ива̄чала-бхӯтих̣
вана-чаро гири-тат̣ешу чарантӣр
вен̣уна̄хвайати га̄х̣ са йада̄ хи

вана-лата̄с тарава а̄тмани вишн̣ум̇
вйан̃джайантйа ива пушпа-пхала̄д̣хйа̄х̣
пран̣ата-бха̄ра-вит̣апа̄ мадху-дха̄ра̄х̣
према-хр̣шт̣а-танаво вавр̣шух̣ сма

дарш́анӣйа-тилако вана-ма̄ла̄-
дивйа-гандха-туласӣ-мадху-маттаих̣
али-кулаир алагху гӣтам абхӣшт̣ам
а̄дрийан йархи сандхита-вен̣ух̣

сараси са̄раса-хам̇са-вихан̇га̄ш́
ча̄ру-гӣта-хр̣та-четаса этйа
харим упа̄сата те йата-читта̄
ханта мӣлита-др̣ш́о дхр̣та-мауна̄х̣
анучараих̣ — Его товарищами; самануварн̣ита — подробно описываемая; вӣрйах̣ — чья доблесть; а̄ди — изначальная Личность Бога; ива — как; ачала — неизменны; бхӯтих̣ — чьи достояния; вана — в лесу; чарах̣ — передвигаясь; гири — гор; тат̣ешу — на склонах; чарантӣх̣ — которые пасутся; вен̣уна̄ — флейтой; а̄хвайати — созывает; га̄х̣ — коров; сах̣ — Он; йада̄ — когда; хи — конечно; вана — лесные лианы; таравах̣ — и деревья; а̄тмани — внутри себя; вишн̣ум — Верховного Господа, Вишну; вйан̃джайантйах̣ — проявляя; ива — будто; пушпа — цветами; пхала — и плодами; а̄д̣хйа̄х̣ — усыпанные; пран̣ата — склонялись; бха̄ра — от тяжести; вит̣апа̄х̣ — чьи ветви; мадху — сладкого сока; дха̄ра̄х̣ — потоки; према — от экстатической любви; хр̣шт̣а — волосы, встающие дыбом; танавах̣ — на чьих телах (стволах); вавр̣шух̣ — они проливали; дарш́анӣйа — из тех, кто отличается привлекательностью; тилаках̣ — самый совершенный; вана — на Его гирлянде из лесных цветов; дивйа — божественный; гандха — чей аромат; туласӣ — цветов туласи; мадху — медовой сладостью; маттаих̣ — опьяненных; али — пчел; кулаих̣ — роями; алагху — громкое; гӣтам — пение; абхӣшт̣ам — желанное; а̄дрийан — с благодарностью принимая; йархи — когда; сандхита — поместил; вен̣ух̣ — Свою флейту; сараси — в озере; са̄раса — цапли; хам̇са — лебеди; вихан̇га̄х̣ — и другие птицы; ча̄ру — чарующей; гӣта — песней (Его флейты); хр̣та — унесенные; четасах̣ — чьи умы; этйа — подходя; харим — к Господу Кришне; упа̄сата — поклоняются; те — они; йата — под контролем; читта̄х̣ — чьи умы; ханта — ах; мӣлита — закрыты; др̣ш́ах̣ — их глаза; дхр̣та — соблюдая; мауна̄х̣ — молчание.

Перевод:

Кришна идет по лесу в компании Своих друзей, которые громко славят Его подвиги. В это время Он выглядит как Верховная Личность Бога в окружении Своих неисчерпаемых энергий. Когда Он прикладывает к губам Свою флейту, созывая коров, пасущихся на склонах гор, деревья и лианы в лесу в ответ тут же начинают обильно цвести и плодоносить, будто Сам Господь Вишну раскрывает Себя в их сердцах. Под тяжестью плодов их ветви низко склоняются, а ворсинки на стволах деревьев и лиан встают дыбом от экстаза любви к Богу, и сладкий сок дождем льется из их пор на землю.

Комментарий:

Обезумевшие от божественного, медового аромата цветов туласи из гирлянды Кришны, рои пчел поют для Него свои громкие песни, а прекраснейший из всех живущих в знак одобрения и в благодарность за их пение достает Свою флейту и начинает играть на ней. Сладкие звуки этой флейты крадут умы журавлей, лебедей и других птиц, обитающих в водоемах. Закрыв глаза, они приближаются к Кришне и в глубоком молчании поклоняются Ему, сосредоточив на Нем свое сознание.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своих глубоких комментариях раскрывает смысл этих стихов. Он приводит следующую аналогию: когда вайшнавы-грихастхи слышат, что приближается группа санкиртаны, их охватывает экстаз и они начинают кланяться. Подобно этому, слыша флейту Кришны, деревья и лианы Вриндавана впадают в экстаз и склоняют до земли свои ветви. Слово дарш́анӣйа-тилака в десятом стихе означает не только то, что Господь является наиболее привлекательным объектом для глаз, но также и то, что Он украшает Себя красноватым тилаком из глины леса Вриндавана.
Шрила Вишванатха Чакраварти отмечает, что туласи обладает множеством трансцендентных достоинств, однако она, как правило, не входит в число особо ароматных растений. Тем не менее рано утром туласи испускает трансцендентный аромат, который в полной мере чувствуют лишь освобожденные души, тогда как обычным людям он недоступен. Зато пчелы, которым позволено кружиться около гирлянд Верховной Личности Бога, оценивают этот аромат по достоинству. Более того, Шрила Вишванатха Чакраварти цитирует стих из «Бхагаватам» (3.15.19), в котором утверждается, что самые ароматные растения на Вайкунтхе признают особое положение Туласидеви.
Слово сандхита-вен̣ух̣ в десятом стихе указывает на то, что Господь Кришна крепко прижимает флейту к Своим губам. Мелодия, льющаяся из этой флейты, — поистине, самый удивительный из всех звуков, как снова и снова повторяют гопи в этой главе.