Текст 24-25

मदविघूर्णितलोचन ईषत्-
मानद: स्वसुहृदां वनमाली ।
बदरपाण्डुवदनो मृदुगण्डं
मण्डयन् कनककुण्डललक्ष्म्या ॥ २४ ॥
यदुपतिर्द्विरदराजविहारो
यामिनीपतिरिवैष दिनान्ते ।
मुदितवक्त्र उपयाति दुरन्तं
मोचयन् व्रजगवां दिनतापम् ॥ २५ ॥
мада-вигхӯрн̣ита-лочана ӣшат
ма̄на-дах̣ сва-сухр̣да̄м̇ вана-ма̄лӣ
бадара-па̄н̣д̣у-вадано мр̣ду-ган̣д̣ам̇
ман̣д̣айан канака-кун̣д̣ала-лакшмйа̄

йаду-патир двирада-ра̄джа-виха̄ро
йа̄минӣ-патир иваиша дина̄нте
мудита-вактра упайа̄ти дурантам̇
мочайан враджа-гава̄м̇ дина-та̄пам
мада — опьяненные; вигхӯрн̣ита — вращающиеся; лочанах̣ — глаза; ӣшат — слегка; ма̄на — оказывая почтение; сва — Своим дорогим друзьям; вана — с гирляндой из лесных цветов; бадара — словно плод дерева бадара; па̄н̣д̣у — светлое; ваданах̣ — Его лицо; мр̣ду — мягкие; ган̣д̣ам — Его щеки; ман̣д̣айан — украшенные; канака — золотых; кун̣д̣ала — Его серег; лакшмйа̄ — красотой; йаду — предводитель рода Яду; двирада — как царственный слон; виха̄рах̣ — Его развлечения; йа̄минӣ — повелитель ночи (луна); ива — словно; эшах̣ — Он; дина — на закате дня; мудита — веселое; вактрах̣ — Его лицо; упайа̄ти — приближается; дурантам — непреодолимый; мочайан — унося прочь; враджа — Враджа; гава̄м — коров (и всех тех, кто достоин милости); дина — дня; та̄пам — палящий жар.

Перевод:

Когда Кришна с почтением приветствует Своих дорогих друзей, Он, словно опьянев, чуть вращает глазами. На Его шее гирлянда из лесных цветов. Блеск Его золотых серег оттеняет красоту Его нежных щек и падает на Его светлое лицо, цветом напоминающее ягоды бадара. Лицо Его напоминает луну, повелителя ночи. Предводитель рода Яду, чьи движения грациозностью напоминают царственную походку слона, возвращается вечером с пастбищ, неся облегчение коровам Враджа, утомленным от дневного зноя.

Комментарий:

Слово гава̄м образовано от санскритского слова го, которое означает «корова» или «орган чувств». Таким образом, Шри Кришна, возвращаясь во Врадж, нес облегчение жителям Вриндавана, чьи глаза и другие органы чувств в течение дня томились в разлуке с Ним.
Следующие материалы:

Текст 26

श्रीशुक उवाच
एवं व्रजस्त्रियो राजन् कृष्णलीलानुगायती: ।
रेमिरेऽह:सु तच्चित्तास्तन्मनस्का महोदया: ॥ २६ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
эвам̇ враджа-стрийо ра̄джан
кр̣шн̣а-лӣла̄нуга̄йатӣх̣
ремире ’хах̣су тач-читта̄с
тан-манаска̄ маходайа̄х̣
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; эвам — таким образом; враджа — женщины Враджа; ра̄джан — о царь; кр̣шн̣а — о развлечениях Кришны; ануга̄йатӣх̣ — вновь и вновь говоря; ремире — они наслаждались; ахах̣су — в течение дней; тат — их сердца, отданные Ему; тат — их умы, погруженные в Него; маха̄ — великое; удайа̄х̣ — испытывая веселье.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, так дни напролет женщины Вриндавана наслаждались песнями о развлечениях Кришны, и их умы и сердца, погруженные в размышления о Нем, наполнялись счастьем.

Комментарий:

Как недвусмысленно явствует из этого стиха, боль, которую испытывали гопи, томящиеся в разлуке, на самом деле приносила им великое духовное блаженство. В материальном сознании боль — это всегда боль, и других вариантов быть не может. Однако в духовном бытии так называемая боль — это одна из форм духовного блаженства. На Западе людям нравится смешивать мороженое разных сортов, чтобы получать уникальные комбинации вкусов. Подобно этому, в духовном мире Шри Кришна и Его преданные виртуозно смешивают вкусы духовного блаженства, и потому каждый день там — новый праздник для гопи.
Так заканчивается комментарий смиренных слуг Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к тридцать пятой главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Гопи поют о Кришне, пока Он пасет коров в лесу».