Текст 25
Оригинал:
एवं शशाङ्कांशुविराजिता निशा:
स सत्यकामोऽनुरताबलागण: ।
सिषेव आत्मन्यवरुद्धसौरत:
सर्वा: शरत्काव्यकथारसाश्रया: ॥ २५ ॥
Транскрипция:
эвам̇ ш́аш́а̄н̇ка̄м̇ш́у-вира̄джита̄ ниш́а̄х̣
са сатйа-ка̄мо ’нурата̄бала̄-ган̣ах̣
сишева а̄тманй аваруддха-сауратах̣
сарва̄х̣ ш́арат-ка̄вйа-катха̄-раса̄ш́райа̄х̣
Синонимы:
эвам — так; ш́аш́а̄н̇ка — луны; ам̇ш́у — лучами; вира̄джита̄х̣ — освещенные; ниш́а̄х̣ — ночи; сах̣ — Он; сатйа — чьи желания всегда исполняются; анурата — постоянно привязанных к Нему; абала̄ — Его многочисленных подруг; сишеве — Он использовал; а̄тмани — внутри Себя; аваруддха — сдержанный; сауратах̣ — супружеские чувства; сарва̄х̣ — все (ночи); ш́арат — осени; ка̄вйа — поэтических; катха̄ — повествований; раса — трансцендентных эмоций; а̄ш́райа̄х̣ — вместилище.
Перевод:
Несмотря на то что гопи были очень сильно привязаны к Господу Кришне, желания которого всегда исполняются, в сердце Господа не было даже тени обычного вожделения. И все же Он воспользовался залитыми лунным светом осенними ночами, которые вдохновляют поэтов слагать стихи о неземной любви, и каждую ночь играл с пастушками в Свои игры.
Комментарий:
К слову раса очень сложно подобрать адекватный перевод. Оно означает духовное блаженство, которое душа черпает из любовных отношений с Господом Кришной. Это блаженство можно ощутить, участвуя в трансцендентных играх Господа и Его преданных. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет, что такие великие поэты-вайшнавы, как Вьяса, Парашара, Джаядева, Лилашука (Билвамангала Тхакур), Говардханачарья и Шрила Рупа Госвами, пытались в своей поэзии описать красоту любовных игр Господа. Но эти описания не могут быть полными, так как игры Господа бесконечны, и потому попытки описать их продолжаются до сих пор и будут продолжаться всегда. Чтобы сделать Свои любовные развлечения еще прекраснее, Господь Кришна создал сезон восхитительных осенних ночей, которые с незапамятных времен вдохновляют святых поэтов.
Следующие материалы:
Текст 26-27
Оригинал:
श्रीपरीक्षिदुवाच
संस्थापनाय धर्मस्य प्रशमायेतरस्य च ।
अवतीर्णो हि भगवानंशेन जगदीश्वर: ॥ २६ ॥
स कथं धर्मसेतूनां वक्ता कर्ताभिरक्षिता ।
प्रतीपमाचरद् ब्रह्मन् परदाराभिमर्शनम् ॥ २७ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-парӣкшид ува̄ча
сам̇стха̄пана̄йа дхармасйа
праш́ама̄йетарасйа ча
аватӣрн̣о хи бхагава̄н
ам̇ш́ена джагад-ӣш́варах̣
са катхам̇ дхарма-сетӯна̄м̇
вакта̄ карта̄бхиракшита̄
пратӣпам а̄чарад брахман
пара-да̄ра̄бхимарш́анам
Синонимы:
ш́рӣ — Махараджа Парикшит сказал; сам̇стха̄пана̄йа — для того, чтобы утвердить; дхармасйа — законы религии; праш́ама̄йа — чтобы усмирить; итарасйа — противников; ча — и; аватӣрн̣ах̣ — нисшел (на Землю); хи — несомненно; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; ам̇ш́ена — со Своей полной экспансией (Шри Баларамой); джагат — всей вселенной; ӣш́варах̣ — Господь; сах̣ — Он; катхам — как; дхарма — принципов нравственности; вакта̄ — источник речи; карта̄ — исполнитель; абхиракшита̄ — защитник; пратӣпам — противоположным образом; а̄чарат — вел Себя; брахман — о брахман, Шукадева Госвами; пара — других; да̄ра — жен; абхимарш́анам — касаясь.
Перевод:
Махараджа Парикшит сказал: О брахман, Верховная Личность Бога, Господь вселенной, нисшел на Землю вместе с Баларамой, чтобы искоренить безбожие и восстановить законы религии. Поистине, Он изначальный источник речи, исполнитель и защитник законов нравственности. Как же мог Он нарушить эти законы, посмев прикоснуться к чужим женам?
Комментарий:
Когда Шукадева Госвами рассказывал об этих играх Кришны, царь Парикшит заметил, что некоторые из присутствовавших на берегу Ганги стали сомневаться в духовной природе деяний Господа. Сомнения эти зародились в сердцах карми, гьяни и других людей, не являвшихся преданными Господа. Чтобы рассеять их сомнения, царь Парикшит решил задать этот вопрос.
Текст 28
Оригинал:
आप्तकामो यदुपति: कृतवान्वै जुगुप्सितम् ।
किमभिप्राय एतन्न: शंशयं छिन्धि सुव्रत ॥ २८ ॥
Транскрипция:
а̄пта-ка̄мо йаду-патих̣
кр̣тава̄н ваи джугупситам
ким-абхипра̄йа этан нах̣
ш́ам̇ш́айам̇ чхиндхи су-врата
Синонимы:
а̄пта — самоудовлетворенный; йаду — господин рода Яду; кр̣тава̄н — совершил; ваи — несомненно; джугупситам — предосудительный; ким — с какой целью; этат — этот; нах̣ — наши; ш́ам̇ш́айам — сомнения; чхиндхи — пожалуйста, рассей; су — о тот, кто строго следует обетам.
Перевод:
О великий подвижник, строго следующий своим обетам, пожалуйста, рассей наши сомнения, поведав, с какой целью повелитель рода Яду, самодостаточный Господь, повел Себя предосудительно.
Комментарий:
Любому просвещенному человеку ясно, что подобные сомнения наверняка появятся в сердцах тех, кто незнаком с трансцендентными играми Господа. Вот почему во все эпохи великие мудрецы и духовно возвышенные цари, такие как Махараджа Парикшит, задавали подобные вопросы, чтобы слушатели могли получить авторитетные ответы и передать их последующим поколениям.