Текст 53
Оригинал:
यशोदा नन्दपत्नी च जातं परमबुध्यत ।
न तल्लिङ्गं परिश्रान्ता निद्रयापगतस्मृति: ॥ ५३ ॥
न तल्लिङ्गं परिश्रान्ता निद्रयापगतस्मृति: ॥ ५३ ॥
Транскрипция:
йаш́ода̄ нанда-патнӣ ча
джа̄там̇ парам абудхйата
на тал-лин̇гам̇ париш́ра̄нта̄
нидрайа̄пагата-смр̣тих̣
джа̄там̇ парам абудхйата
на тал-лин̇гам̇ париш́ра̄нта̄
нидрайа̄пагата-смр̣тих̣
Синонимы:
йаш́ода̄ — Яшода, мать Кришны в Гокуле; нанда — жена Махараджи Нанды; ча — также; джа̄там — родившийся ребенок; парам — Верховная Личность; абудхйата — поняла; на — не; тат — его пол (мужской или женский); париш́ра̄нта̄ — обессиленная; нидрайа̄ — сном; апагата — утратившая память.
Перевод:
Яшоду, обессиленную родами, сморил крепкий сон, и она не могла понять, кто у нее родился.
Комментарий:
Махараджа Нанда и Васудева были близкими друзьями, а их жены, Яшода и Деваки, — близкими подругами. Хотя одну звали Яшодой, а другую — Деваки, фактически, это была одна и та же личность. Единственная разница между ними состояла в том, что Деваки понимала: у нее родился Верховный Господь, который затем принял облик Кришны, тогда как Яшода не понимала, что за ребенок у нее родился. Яшода находилась на такой высокой ступени преданного служения, что она никогда не считала Кришну Верховной Личностью Бога, а просто любила Его как своего ребенка. Деваки же с самого начала знала, что, хотя Кришна ее сын, Он — Верховная Личность Бога. Во Вриндаване же никто не считал Кришну Богом. Когда благодаря действиям Кришны происходило что-нибудь совсем уж поразительное, обитатели Вриндавана — взрослые пастухи, мальчики-пастушки, Махараджа Нанда, Яшода и другие — удивлялись, однако они никогда не считали своего сына Кришну Верховной Личностью Бога. Иногда, правда, они предполагали, что какой-то великий полубог явился среди них в облике Кришны. Преданный, находящийся на таком высоком уровне, забывает, кто такой Кришна, и любит Его всем сердцем, не понимая, что Кришна — Верховная Личность Бога. Эта ступень преданного служения называется кевала-бхакти, и она принципиально отличается от гьяны и гьянамайи бхакти.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к третьей главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Рождение Господа Кришны».