Текст 44
Оригинал:
उपगीयमान उद्गायन् वनिताशतयूथप: ।
मालां बिभ्रद्वैजयन्तीं व्यचरन्मण्डयन् वनम् ॥ ४४ ॥
Транскрипция:
упагӣйама̄на удга̄йан
ванита̄-ш́ата-йӯтхапах̣
ма̄ла̄м̇ бибхрад ваиджайантӣм̇
вйачаран ман̣д̣айан ванам
Синонимы:
упагӣйама̄нах̣ — о котором пели; удга̄йан — Сам громко пел; ванита̄ — женщин; ш́ата — сотен; йӯтхапах̣ — предводитель; ма̄ла̄м — гирлянду; бибхрат — облаченный в; ваиджайантӣм — известную как Вайджаянти (состоящую из цветов пяти различных оттенков); вйачаран — передвигаясь; ман̣д̣айан — украшая; ванам — лес.
Перевод:
Пока сотни и сотни гопи возносили Ему хвалу, Он, их предводитель, громко пел. Украшение леса Вриндавана, Он, облаченный в гирлянду Вайджаянти, переходил от одной девушки к другой.
Комментарий:
Как пишет Шрила Джива Госвами, Господь Кришна пел на различные удивительные мелодии и ритмы, а гопи вторили Ему. О том, как Кришна пел во время раса-лилы, рассказывается в «Шри Вишну-пуране»:
кр̣шн̣ах̣ ш́арач-чандрамасам̇
каумудӣм̇ кумуда̄карам
джагау гопӣ-джанас тв экам̇
кр̣шн̣а-на̄ма пунах̣ пунах̣
«Кришна славил осеннюю луну, лунный свет и реку, заросшую лотосами, а гопи в это время просто снова и снова пели Его имя».
Следующие материалы:
Текст 45-46
Оригинал:
नद्या: पुलिनमाविश्य गोपीभिर्हिमवालुकम् ।
जुष्टं तत्तरलानन्दिकुमुदामोदवायुना ॥ ४५ ॥
बाहुप्रसारपरिरम्भकरालकोरु-
नीवीस्तनालभननर्मनखाग्रपातै: ।
क्ष्वेल्यावलोकहसितैर्व्रजसुन्दरीणा-
मुत्तम्भयन् रतिपतिं रमयां चकार ॥ ४६ ॥
Транскрипция:
надйа̄х̣ пулинам а̄виш́йа
гопӣбхир хима-ва̄лукам
джушт̣ам̇ тат-тарала̄нанди-кумуда̄мода-ва̄йуна̄
ба̄ху-праса̄ра-парирамбха-кара̄лакору-
нӣвӣ-стана̄лабхана-нарма-накха̄гра-па̄таих̣
кшвелйа̄валока-хаситаир враджа-сундарӣн̣а̄м
уттамбхайан рати-патим̇ рамайа̄м̇ чака̄ра
Синонимы:
надйа̄х̣ — реки; пулинам — на берег; а̄виш́йа — придя; гопӣбхих̣ — вместе с гопи; хима — прохладным; ва̄лукам — песком; джушт̣ам — служил; тат — его; тарала — волнами; а̄нанди — развеселив; кумуда — лотосов; а̄мода — (несущим) аромат; ва̄йуна̄ — ветром; ба̄ху — Его рук; праса̄ра — распростертыми; парирамбха — объятиями; кара — к их рукам; алака — волосам; ӯру — бедрам; нӣвӣ — поясам; стана — и груди; а̄лабхана — прикосновением; нарма — в шутку; накха — ногтей; агра — царапаньем; кшвелйа̄ — игривыми речами; авалока — взглядами; хаситаих̣ — и смехом; враджа — у прекрасных, юных девушек Враджа; уттамбхайан — пробуждая; рати — бога любви; рамайа̄м — Он наслаждался.
Перевод:
Затем Шри Кришна пришел со Своими подругами на берег Ямуны, где песок был прохладен, а ветер, воодушевленный речными волнами, разносил аромат лотосов. Протянув руки к девушкам, Кришна стал обнимать их. Касаясь их рук, волос, бедер, поясов и груди, нежно царапая их Своими ногтями, шутя, смеясь и обмениваясь с ними взглядами, Он пробудил бога любви в сердцах юных красавиц Враджа. Так Господь наслаждался Своими играми.
Комментарий:
[]
Текст 47
Оригинал:
एवं भगवत: कृष्णाल्लब्धमाना महात्मन: ।
आत्मानं मेनिरे स्त्रीणां मानिन्यो ह्यधिकं भुवि ॥ ४७ ॥
Транскрипция:
эвам̇ бхагаватах̣ кр̣шн̣а̄л
лабдха-ма̄на̄ маха̄тманах̣
а̄тма̄нам̇ менире стрӣн̣а̄м̇
ма̄нинйо хй адхикам̇ бхуви
Синонимы:
эвам — таким образом; бхагаватах̣ — от Личности Бога; кр̣шн̣а̄т — Господа Кришны; лабдха — получив; ма̄на̄х̣ — особое внимание; маха̄ — от Высшей Души; а̄тма̄нам — себя; менире — они сочли; стрӣн̣а̄м — среди всех женщин; ма̄нинйах̣ — возгордясь; хи — несомненно; адхикам — лучшими; бхуви — на земле.
Перевод:
Получив такое внимание от Кришны, Верховной Личности Бога, гопи возгордились; каждая из них считала себя лучшей женщиной на земле.
Комментарий:
Гопи возгордились от мысли, что их возлюбленным стал самый великий из всех живущих. В каком-то смысле это означает, что они гордились Кришной. Стоит также отметить, что гордость гопи была всего лишь уловкой энергии игр Кришны, которая хотела усилить их любовь к Господу, заставив их испытать разлуку. В связи с этим Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует «Натья-шастру» Бхараты Муни: на вина̄ випраламбхена самбхогах̣ пушт̣им аш́нуте — «Пока не придет разлука, нельзя в полной мере оценить возможность быть вместе».