Текст 43

ताभि: समेताभिरुदारचेष्टित:
प्रियेक्षणोत्फुल्लमुखीभिरच्युत: ।
उदारहासद्विजकुन्ददीधति-
र्व्यरोचतैणाङ्क इवोडुभिर्वृत: ॥ ४३ ॥
та̄бхих̣ самета̄бхир уда̄ра-чешт̣итах̣
прийекшан̣отпхулла-мукхӣбхир ачйутах̣
уда̄ра-ха̄са-двиджа-кунда-дӣдхатир
вйарочатаин̣а̄н̇ка ивод̣убхир вр̣тах̣
та̄бхих̣ — с ними; самета̄бхих̣ — которые собрались вместе; уда̄ра — великие; чешт̣итах̣ — Он, чьи деяния; прийа — любящими; ӣкшан̣а — Его взглядами; утпхулла — цветущие; мукхӣбхих̣ — чьи лица; ачйутах̣ — непогрешимый Господь; уда̄ра — широкими; ха̄са — улыбками; двиджа — Его зубов; кунда — (похожих на) цветы жасмина; дӣдхатих̣ — показав сияние; вйарочата — Он был великолепен; эн̣а — луна, пятна на которой напоминают силуэт черного оленя; ива — как; уд̣убхих̣ — звездами; вр̣тах̣ — окруженный.

Перевод:

Непогрешимый Господь Кришна, окруженный юными гопи, казался луной на усыпанном звездами небосводе. Известный Своим великодушием, Господь Кришна нежными взглядами заставил расцвести лица гопи, а когда Он широко улыбался, взору девушек открывалось сияние Его зубов, похожих на бутоны жасмина.

Комментарий:

Слово ачйута указывает здесь на то, что Господу Кришне удалось доставить удовольствие каждой гопи, которая пришла ночью в лес.
Следующие материалы:

Текст 44

उपगीयमान उद्गायन् वनिताशतयूथप: ।
मालां बिभ्रद्वैजयन्तीं व्यचरन्मण्डयन् वनम् ॥ ४४ ॥
упагӣйама̄на удга̄йан
ванита̄-ш́ата-йӯтхапах̣
ма̄ла̄м̇ бибхрад ваиджайантӣм̇
вйачаран ман̣д̣айан ванам
упагӣйама̄нах̣ — о котором пели; удга̄йан — Сам громко пел; ванита̄ — женщин; ш́ата — сотен; йӯтхапах̣ — предводитель; ма̄ла̄м — гирлянду; бибхрат — облаченный в; ваиджайантӣм — известную как Вайджаянти (состоящую из цветов пяти различных оттенков); вйачаран — передвигаясь; ман̣д̣айан — украшая; ванам — лес.

Перевод:

Пока сотни и сотни гопи возносили Ему хвалу, Он, их предводитель, громко пел. Украшение леса Вриндавана, Он, облаченный в гирлянду Вайджаянти, переходил от одной девушки к другой.

Комментарий:

Как пишет Шрила Джива Госвами, Господь Кришна пел на различные удивительные мелодии и ритмы, а гопи вторили Ему. О том, как Кришна пел во время раса-лилы, рассказывается в «Шри Вишну-пуране»:
кр̣шн̣ах̣ ш́арач-чандрамасам̇
каумудӣм̇ кумуда̄карам
джагау гопӣ-джанас тв экам̇
кр̣шн̣а-на̄ма пунах̣ пунах̣
«Кришна славил осеннюю луну, лунный свет и реку, заросшую лотосами, а гопи в это время просто снова и снова пели Его имя».

Текст 45-46

नद्या: पुलिनमाविश्य गोपीभिर्हिमवालुकम् ।
जुष्टं तत्तरलानन्दिकुमुदामोदवायुना ॥ ४५ ॥
बाहुप्रसारपरिरम्भकरालकोरु-
नीवीस्तनालभननर्मनखाग्रपातै: ।
क्ष्वेल्यावलोकहसितैर्व्रजसुन्दरीणा-
मुत्तम्भयन् रतिपतिं रमयां चकार ॥ ४६ ॥
надйа̄х̣ пулинам а̄виш́йа
гопӣбхир хима-ва̄лукам
джушт̣ам̇ тат-тарала̄нанди-кумуда̄мода-ва̄йуна̄

ба̄ху-праса̄ра-парирамбха-кара̄лакору-
нӣвӣ-стана̄лабхана-нарма-накха̄гра-па̄таих̣
кшвелйа̄валока-хаситаир враджа-сундарӣн̣а̄м
уттамбхайан рати-патим̇ рамайа̄м̇ чака̄ра
надйа̄х̣ — реки; пулинам — на берег; а̄виш́йа — придя; гопӣбхих̣ — вместе с гопи; хима — прохладным; ва̄лукам — песком; джушт̣ам — служил; тат — его; тарала — волнами; а̄нанди — развеселив; кумуда — лотосов; а̄мода — (несущим) аромат; ва̄йуна̄ — ветром; ба̄ху — Его рук; праса̄ра — распростертыми; парирамбха — объятиями; кара — к их рукам; алака — волосам; ӯру — бедрам; нӣвӣ — поясам; стана — и груди; а̄лабхана — прикосновением; нарма — в шутку; накха — ногтей; агра — царапаньем; кшвелйа̄ — игривыми речами; авалока — взглядами; хаситаих̣ — и смехом; враджа — у прекрасных, юных девушек Враджа; уттамбхайан — пробуждая; рати — бога любви; рамайа̄м — Он наслаждался.

Перевод:

Затем Шри Кришна пришел со Своими подругами на берег Ямуны, где песок был прохладен, а ветер, воодушевленный речными волнами, разносил аромат лотосов. Протянув руки к девушкам, Кришна стал обнимать их. Касаясь их рук, волос, бедер, поясов и груди, нежно царапая их Своими ногтями, шутя, смеясь и обмениваясь с ними взглядами, Он пробудил бога любви в сердцах юных красавиц Враджа. Так Господь наслаждался Своими играми.

Комментарий:

[]