Текст 13

श्रीशुक उवाच
उक्तं पुरस्तादेतत्ते चैद्य: सिद्धिं यथा गत: । द्विषन्नपि हृषीकेशं किमुताधोक्षजप्रिया: ॥ १३ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
уктам̇ пураста̄д этат те
чаидйах̣ сиддхим̇ йатха̄ гатах̣
двишанн апи хр̣шӣкеш́ам̇
ким ута̄дхокшаджа-прийа̄х̣
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; уктам — сказанное; пураста̄т — ранее; этат — это; те — тебе; чаидйах̣ — царь Чеди, Шишупала; сиддхим — совершенства; йатха̄ — как; гатах̣ — он достиг; двишан — ненавидя; апи — даже; хр̣шӣкеш́ам — Верховного Господа Хришикешу; ким — что же тогда говорить; адхокшаджа — трансцендентному Господу, которого невозможно постичь материальными чувствами; прийа̄х̣ — о тех преданных, которые очень дороги.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: Я уже объяснял тебе это. Если даже Шишупала, который ненавидел Кришну, достиг совершенства, то что уж говорить о дорогих Господу преданных?

Комментарий:

Обусловленные души склонны попадать под влияние иллюзии, которая скрывает их духовную природу, однако Господь Кришна всемогущ, и нет такой силы, которая могла бы одолеть Его. На самом деле все силы этого мира являются Его энергиями и потому подчиняются Его воле. В «Брахма- самхите» (5.44) говорится: ср̣шт̣и-стхити-пралайа-са̄дхана-ш́актир эка̄ / чха̄йева йасйа бхувана̄ни бибхарти дурга̄ / иччха̄нурӯпам апи йасйа ча чешт̣ате са̄ — «Всесильная Дурга, которая творит, поддерживает и уничтожает материальные миры, — это энергия Верховного Господа. Послушная Его воле, она движется за Ним, как Его тень, и исполняет все Его желания». Иначе говоря, духовное могущество Господа не зависит от того, понимают люди Его природу или нет, и потому спонтанная любовь гопи к Кришне обеспечила им духовное совершенство.
Великий Мадхвачарья приводит следующие стихи из «Сканда- пураны», которые помогают пролить свет на этот вопрос:
кр̣шн̣а-ка̄ма̄с тада̄ гопйас
тйактва̄ дехам̇ дивам̇ гата̄х̣
самйак кр̣шн̣ам̇ пара-брахма
джн̃а̄тва̄ ка̄ла̄т парам̇ йайух̣
«В тот момент гопи, которые хотели быть с Кришной, оставили свои тела и вошли в духовный мир. Твердо зная, что Кришна — это Высшая Абсолютная Истина, они преодолели влияние времени».
пӯрвам̇ ча джн̃а̄на-сам̇йукта̄с
татра̄пи пра̄йаш́ас татха̄
атас та̄са̄м̇ парам̇ брахма
гатир а̄сӣн на ка̄матах̣
«В прошлой жизни большинство гопи уже в совершенстве овладели духовной наукой. Именно благодаря своему знанию, а вовсе не вожделению, достигли они Верховного Брахмана».
на ту джн̃а̄нам р̣те мокшо
на̄нйах̣ пантхети хи ш́рутих̣
ка̄ма-йукта̄ тада̄ бхактир
джн̃а̄нам̇ ча̄то вимукти-га̄х̣
«Веды гласят, что невозможно обрести освобождение, не обретя духовного знания. Эти девушки обладали духовным знанием и преданностью, хотя казалось, будто они движимы вожделением, и потому без труда обрели освобождение».
ато мокше ’пи та̄са̄м̇ ча
ка̄мо бхактйа̄нувартате
мукти-ш́абдодито чаидйа-
прабхр̣тау двеша-бха̄гинах̣
«И даже в освобожденном состоянии их так называемое „вожделение“ осталось с ними, ибо было проявлением их чистой преданности. В конце концов, то, что люди называют освобождением, стало доступно даже такому завистнику, как Шишупала».
бхакти-ма̄ргӣ пр̣тхан̇ муктим
ага̄д вишн̣у-праса̄датах̣
ка̄мас тв аш́убха-кр̣ч ча̄пи
бхактйа̄ вишн̣ох̣ праса̄да-кр̣т
«По милости Господа Вишну тот, кто идет путем преданного служения, обретает освобождение как побочный результат своей практики, а его вожделение, если оно проникнуто духом чистой преданности, не приводит ни к каким неблагоприятным последствиям — наоборот, оно вызывает особую милость Вишну».
двеши-джӣва-йутам̇ ча̄пи
бхактам̇ вишн̣ур вимочайет
ахо ’ти-карун̣а̄ вишн̣ох̣
ш́иш́упа̄ласйа мокшан̣а̄т
«Господь Вишну освобождает Своего преданного, даже если у того осталась зависть. Только посмотрите, как милостив был Господь, даровав освобождение Шишупале!»
Шишупала был двоюродным братом Кришны. Его сильно задело то, что Господь украл юную красавицу Рукмини, руки которой Шишупала добивался. По этой и многим другим причинам Шишупала ненавидел Кришну. В конце концов, обезумевший от злобы, он оскорбил Господа Кришну во время жертвоприношения раджасуя. В ответ Кришна невозмутимо отсек ему голову и даровал ему освобождение. Все присутствовавшие стали свидетелями того, как излучающая сияние душа вышла из мертвого тела Шишупалы и вошла в тело Господа. В Седьмой песни объясняется, что Шишупала был воплощением одного из стражей духовного мира; в результате проклятия он вынужден был родиться на Земле в образе демона. Если даже Шишупала получил освобождение от Господа, который принял во внимание все обстоятельства, то что же говорить о гопи, которые любили Кришну больше всего на свете?
Следующие материалы:

Текст 14

नृणां नि:श्रेयसार्थाय व्यक्तिर्भगवतो नृप । अव्ययस्याप्रमेयस्य निर्गुणस्य गुणात्मन: ॥ १४ ॥
нр̣н̣а̄м̇ них̣ш́рейаса̄ртха̄йа
вйактир бхагавато нр̣па
авйайасйа̄прамейасйа
ниргун̣асйа гун̣а̄тманах̣
нр̣н̣а̄м — ради человечества; них̣ш́рейаса — высшего блага; артха̄йа — с целью; вйактих̣ — как личность; бхагаватах̣ — Верховный Господь; нр̣па — о царь; авйайасйа — неисчерпаемого; апрамейасйа — неизмеримого; ниргун̣асйа — не затронутого материальными качествами; гун̣а — повелителя материальных гун.

Перевод:

О царь, Верховный Господь неисчерпаем и неизмерим. Гуны материальной природы не могут затронуть Его, их повелителя. Он Сам пришел в этот мир, чтобы даровать человечеству высшее благо.

Комментарий:

Если Господь Кришна нисходит, чтобы даровать благо всем людям в мире, то почему должен Он пренебрегать юными, невинными девушками, которые любили Его больше, чем кто бы то ни было? И хотя Господь отдает Себя Своим чистым преданным, Он авйайа, что значит неисчерпаемый. Почему? Потому что Он апрамейа, неизмеримый. Его также называют ниргун̣а, не имеющим материальных качеств, поэтому те, кто близко общается с Ним, находятся на том же трансцендентном уровне, что и Он. Он — гун̣а̄тма̄, повелитель гун материальной природы и причина их появления, а потому они не способны повлиять на Него. Иначе говоря, являясь Его собственной энергией, гуны находятся в подчинении у Господа, и поэтому Господь всегда свободен от их влияния.

Текст 15

कामं क्रोधं भयं स्‍नेहमैक्यं सौहृदमेव च । नित्यं हरौ विदधतो यान्ति तन्मयतां हि ते ॥ १५ ॥
ка̄мам̇ кродхам̇ бхайам̇ снехам
аикйам̇ саухр̣дам эва ча
нитйам̇ харау видадхато
йа̄нти тан-майата̄м̇ хи те
ка̄мам — вожделение; кродхам — гнев; бхайам — страх; снехам — любовную привязанность; аикйам — единство; саухр̣дам — дружбу; эва — также; нитйам — всегда; харау — к Господу Хари; видадхатах̣ — проявляя; йа̄нти — они достигают; тат — сосредоточенности на Нем; хи — несомненно; те — те, кто.

Перевод:

Те, чье вожделение, гнев, страх, желание любить и защищать других, чувство единства или дружба всегда связаны с Господом Хари, обязательно погружаются в мысли о Нем.

Комментарий:

Господь Кришна — чистое, духовное бытие, и те, кто тем или иным образом привязываются к Нему и погружаются в размышления о Нем, одухотворяются сами. Такова абсолютная природа личного общения с Господом.
В этом стихе Шукадева Госвами отвечает на вопрос царя Парикшита о гопи. Важно помнить, что Шукадева начал рассказывать о самой сокровенной лиле Кришны, танце раса, и Парикшит своим вопросом помогает ему развеять сомнения тех, кто слушает или будет слушать в будущем эту удивительную историю. Шрила Мадхвачарья цитирует стих из «Сканда-пураны», в котором ясно утверждается, что вайшнавы, подобные гопи, — это освобожденные души, не имеющие ничего общего с бледной иллюзией материального мира:
бхактйа̄ хи нитйа-ка̄митвам̇
на ту муктим̇ вина̄ бхавет
атах̣ ка̄митайа̄ ва̄пи
муктир бхактимата̄м̇ харау
«Вечное любовное влечение к Кришне, которое проявляется в виде чистой бхакти, никогда не пробудится в том, кто не получил освобождения. Вот почему все, кто предан Господу Хари, включая даже тех, кто любит Его чувственной любовью, уже освобождены».
Далее Шрила Мадхвачарья приводит стих из «Падма-пураны», чтобы прояснить важный философский момент: невозможно обрести освобождение, просто испытывая вожделение к Верховному Господу; для этого нужно обладать любовной привязанностью, проявляющейся в виде чистой бхакти:
снеха-бхакта̄х̣ сада̄ дева̄х̣
ка̄митвена̄псара-стрийах̣
ка̄шчит ка̄шчин на ка̄мена
бхактйа̄ кевалайаива ту
«Полубоги всем сердцем привязаны к Верховному Господу, а юные девушки-апсары испытывают к Нему вожделение. Только некоторые из них обладают чистой преданностью, свободной от скверны материального вожделения. Лишь эти немногие апсары достойны освобождения, поскольку, не имея бхакти, невозможно освободиться от рабства материи».
Таким образом, преданное служение не может называться йогйам, уместным, до тех пор, пока к нему примешивается материальное вожделение. Не стоит считать, будто положение, которого достигли гопи, обретя право общаться с Господом как Его возлюбленные, легко доступно. Чтобы подчеркнуть, насколько серьезны любые непосредственные взаимоотношения с Господом, Шрила Мадхвачарья приводит следующие стихи из «Вараха-пураны»:
патитвена ш́рийопа̄сйо
брахман̣а̄ ме питети ча
пита̄махатайа̄нйеша̄м̇
тридаш́а̄на̄м̇ джана̄рданах̣
«Богиня Лакшми поклоняется Господу Джанардане как своему супругу, Господь Брахма почитает Его своим отцом, а другие полубоги почитают Его как своего деда».
прапита̄махо ме бхагава̄н
ити сарва-джанасйа ту
гурух̣ ш́рӣ-брахман̣о вишн̣ух̣
сура̄н̣а̄м̇ ча гурор гурух̣
«Поэтому обычные люди должны считать Верховного Господа своим прадедом. Господь Вишну — духовный учитель Брахмы. Это значит, что Он гуру духовного учителя полубогов».
гурур брахма̄сйа джагато
даивам̇ вишн̣ух̣ сана̄танах̣
итй эвопа̄санам̇ ка̄рйам̇
на̄нйатха̄ ту катхан̃чана
«Брахма — это духовный учитель всей вселенной, а Вишну — вечная святыня. Думая именно так, а не иначе, люди должны поклоняться Господу».
Приведенные выше наставления относятся к сарва-джана, «всем людям». Поэтому каждый должен следовать этим наставлениям, пока он не обретет привилегию близко общаться с Верховным Господом. Существует бесчисленное множество свидетельств того, что гопи Вриндавана были очень возвышенными личностями, освобожденными душами, и потому их лилы с Кришной имеют абсолютно чистую, духовную природу. Помня об этом, мы сможем правильно понять эту главу «Шримад-Бхагаватам».