Текст 23

इत्यद्धा मां समादिश्य गर्गे च स्वगृहं गते । मन्ये नारायणस्यांशं कृष्णमक्लिष्टकारिणम् ॥ २३ ॥
итй аддха̄ ма̄м̇ сама̄диш́йа
гарге ча сва-гр̣хам̇ гате
манйе на̄ра̄йан̣асйа̄м̇ш́ам̇
кр̣шн̣ам аклишт̣а-ка̄рин̣ам
ити — сказав так; аддха̄ — прямо; ма̄м — мне; сама̄диш́йа — посоветовав; гарге — Гаргачарья; ча — и; сва — к себе домой; гате — уйдя; манйе — я думаю; на̄ра̄йан̣асйа — Верховной Личности Бога, Нараяны; ам̇ш́ам — могущественное воплощение; кр̣шн̣ам — Кришна; аклишт̣а — который избавляет нас от тревог.

Перевод:

[Махараджа Нанда продолжал:] Рассказав мне все это, Гарга Риши отправился домой, а я понял, что Кришна, хранящий нас от всех напастей, — это воплощение Господа Нараяны.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 24

इति नन्दवच: श्रुत्वा गर्गगीतं व्रजौकस: । मुदिता नन्दमानर्चु: कृष्णं च गतविस्मया: ॥ २४ ॥
ити нанда-вачах̣ ш́рутва̄
гарга-гӣтам̇ там̇ враджаукасах̣
мудита̄ нандам а̄нарчух̣
кр̣шн̣ам̇ ча гата-висмайа̄х̣
ити — так; нанда — слова Махараджи Нанды; ш́рутва̄ — выслушав; гарга — слова Гарги Муни; враджа — жители Враджа; мудита̄х̣ — воодушевленные; нандам — Махараджу Нанду; а̄нарчух̣ — они почтили; кр̣шн̣ам — Господа Кришну; ча — и; гата — ушли; висмайа̄х̣ — их сомнения.

Перевод:

[Шукадева Госвами продолжал:] Выслушав от Махараджи Нанды рассказ Гарги Муни, жители Вриндавана пришли в восторг. Их сомнения рассеялись, и все они воздали почести Нанде и Господу Кришне.

Комментарий:

Шрила Джива Госвами объясняет, что в этом стихе слово а̄нарчух̣ указывает на то, что жители Вриндавана оказали почтение Нанде и Кришне, поднеся им благовония, гирлянды и новые одежды. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур добавляет, что жители Вриндавана также с любовью принесли в дар Нанде и Кришне драгоценности и золотые монеты. Судя по всему, пока проходила эта беседа, Кришна играл с друзьями в лесу. Когда Он вернулся, жители Вриндавана приветствовали Его, нарядив Кришну в роскошные желтые одеяния и украсив Его ожерельями, браслетами, серьгами и коронами. Тут и там слышны были возгласы: «Слава, слава драгоценности Вриндавана!»

Текст 25

देवे वर्षति यज्ञविप्लवरुषा वज्राश्मवर्षानिलै:सीदत्पालपशुस्त्रियात्मशरणं द‍ृष्ट्वानुकम्प्युत्स्मयन् । उत्पाट्यैककरेण शैलमबलो लीलोच्छिलीन्ध्रं यथाबिभ्रद् गोष्ठमपान्महेन्द्रमदभित् प्रीयान्न इन्द्रो गवाम् ॥ २५ ॥
деве варшати йаджн̃а-виплава-руша̄ ваджра̄ш́ма-варша̄нилаих̣
сӣдат-па̄ла-паш́у-стрий а̄тма-ш́аран̣ам̇ др̣шт̣ва̄нукампй утсмайан
утпа̄т̣йаика-карен̣аш́аилам абало лӣлоччхилӣндхрам̇ йатха̄
бибхрад гошт̣хам апа̄н махендра-мада-бхит прӣйа̄н на индро гава̄м
деве — когда полубог Индра; варшати — послал дождь; йаджн̃а — жертвоприношения в Его честь; виплава — из за отмены; руша̄ — разгневанный; ваджра — молниями; аш́ма — градом; анилаих̣ — и ветрами; сӣдат — страдая; па̄ла — пастухи; паш́у — скот; стри — и женщины; а̄тма — Он Сам; ш́аран̣ам — их единственное прибежище; др̣шт̣ва̄ — видя; анукампӣ — сострадательный по натуре; утсмайан — широко улыбаясь; утпа̄т̣йа — подняв; эка — одной рукой; ш́аилам — холм, Говардхану; абалах̣ — маленький ребенок; лӣла̄ — во время игры; уччхилӣндхрам — гриб; йатха̄ — как; бибхрат — Он держал; гошт̣хам — племя пастухов; апа̄т — Он защитил; маха̄ — царя Индры; мада — гордыни; бхит — разрушитель; прӣйа̄т — пусть будет доволен; нах̣ — нами; индрах̣ — Господь; гава̄м — коров.

Перевод:

Когда жертвоприношение в честь Индры было прервано, он разгневался и наслал на Гокулу проливной дождь, сопровождаемый молниями, громом, сильными ветрами и градом. Все это причинило невыносимые страдания пастухам, их женам и животным. Когда Господь Кришна, сострадательный по природе, увидел, в каком состоянии находятся те, у кого нет иного прибежища, Он широко улыбнулся и одной рукой поднял холм Говардхана, словно ребенок, который поднимает с земли гриб, чтобы поиграть с ним. Так Он спас от гибели всю пастушескую общину. Пусть же Он, Говинда, повелитель коров, растоптавший гордыню Индры, будет доволен нами.

Комментарий:

Слово индра означает «господин» или «царь». В этом стихе Господь Кришна назван индро гава̄м, «повелителем коров». На самом деле лишь Господь Кришна является Индрой, настоящим повелителем всего сущего, а полубоги всего лишь Его слуги, исполняющие Его высшую волю.
Из этого и предыдущих стихов явствует, что, подняв холм Говардхана, Кришна произвел на жителей Вриндавана очень сильное впечатление, и они вновь и вновь вспоминали Его подвиг. Нет сомнений, что любой, кто беспристрастно изучит все то, что сделал маленький Кришна, вручит себя Ему, проникнется к Нему любовью и станет Его преданным слугой. К такому логическому выводу должен прийти человек, прочитавший эту главу.
Так заканчивается комментарий смиренных слуг Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двадцать шестой главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Удивительный Кришна».