Шримад-Бхагаватам 10.24.15
Оригинал:
किमिन्द्रेणेह भूतानां स्वस्वकर्मानुवर्तिनाम् । अनीशेनान्यथा कर्तुं स्वभावविहितं नृणाम् ॥ १५ ॥
Транскрипция:
ким индрен̣еха бхӯта̄на̄м̇
сва-сва-карма̄нувартина̄м
анӣш́ена̄нйатха̄ картум̇
свабха̄ва-вихитам̇ нр̣н̣а̄м
сва-сва-карма̄нувартина̄м
анӣш́ена̄нйатха̄ картум̇
свабха̄ва-вихитам̇ нр̣н̣а̄м
Синонимы:
ким — что; индрен̣а — Индрой; иха — здесь; бхӯта̄на̄м — живых существ; сва-сва — каждый свои; карма — деяний ради плодов; анувартина̄м — тех, что испытывают последствия; анӣш́ена — неспособным (Индрой); анйатха̄ — иначе; картум — сделать; свабха̄ва — обусловленной природой; вихитам — то, что предопределено; нр̣н̣а̄м — людей.
Перевод:
В этом мире все живые существа вынуждены пожинать плоды своих прошлых поступков. Раз Индра не может изменить судьбу человечества, предопределенную природой самих людей, зачем же поклоняться ему?
Комментарий:
Не стоит думать, будто в этом стихе Господь Кришна отрицает свободу воли живого существа. Если признать реальность кармы — системы законов, воздающих людям за их деяния, — то получается, что мы сами, в соответствии с нашей природой, можем выбирать свое будущее. Счастье и горе, которое суждено нам испытать в этой жизни, предопределено нашими прошлыми поступками, и даже полубоги не в силах изменить что- либо в нашей судьбе. Их роль состоит в том, чтобы награждать нас процветанием или нищетой, болезнями или здоровьем, счастьем или горем, в зависимости от того, что мы заслужили. Тем не менее за нами сохраняется право выбирать, как прожить нашу теперешнюю жизнь — в грехе или благочестии. От этого выбора зависит, будем мы наслаждаться в следующей жизни или страдать.
К примеру, если в прошлой жизни я был благочестив, в текущей жизни полубоги могут даровать мне огромное богатство. Однако мне решать, куда тратить это богатство — на благие цели или на дурные, и этот выбор предопределит мою следующую жизнь. Таким образом, несмотря на то что нельзя отменить результаты кармы, которые мы получаем в нашей нынешней жизни, все же у человека есть свобода воли, которую он может использовать, чтобы выбрать свое будущее. Аргумент Господа Кришны, приведенный в этом стихе, достаточно интересен; тем не менее он не учитывает тот немаловажный факт, что все мы — вечные слуги Бога, и потому все наши поступки должны быть направлены на то, чтобы доставить Ему удовольствие.
Следующие материалы:
>