Текст 6

इति वेणुरवं राजन् सर्वभूतमनोहरम् ।
श्रुत्वा व्रजस्त्रिय: सर्वा वर्णयन्त्योऽभिरेभिरे ॥ ६ ॥
ити вен̣у-равам̇ ра̄джан
сарва-бхӯта-манохарам
ш́рутва̄ враджа-стрийах̣ сарва̄
варн̣айантйо ’бхиребхире
ити — так; вен̣у — звучание флейты; ра̄джан — о царь (Парикшит); сарва — всех живых существ; манах̣ — крадущее умы; ш́рутва̄ — услышав; враджа — девушки Враджа; сарва̄х̣ — все; варн̣айантйах̣ — поглощенные описанием (Кришны); абхиребхире — обнялись.

Перевод:

О царь, когда юные девушки во Врадже услышали песнь флейты Кришны, которая пленяет умы всех живых существ, они стали обнимать друг друга и наперебой описывать ее.

Комментарий:

Слово ити, употребленное здесь, указывает на то, что, очнувшись от оцепенения, девушки вновь обрели дар речи и стали в экстазе описывать друг другу звуки флейты Кришны. После того как несколько девушек выразили свои чувства, их подруги поняли, что всех их объединяет одна экстатическая любовь, и, охваченные этой супружеской любовью к юному Кришне, они стали обнимать друг друга.
Следующие материалы:

Текст 7

श्रीगोप्य ऊचु:
अक्षण्वतां फलमिदं न परं विदाम:
सख्य: पशूननु विवेशयतोर्वयस्यै: ।
वक्त्रं व्रजेशसुतयोरनवेणु जुष्टं
यैर्वा निपीतमनुरक्तकटाक्षमोक्षम् ॥ ७ ॥
ш́рӣ-гопйа ӯчух̣
акшан̣вата̄м̇ пхалам идам̇ на парам̇ вида̄мах̣
сакхйах̣ паш́ӯн анувивеш́айатор вайасйаих̣
вактрам̇ враджеш́а-сутайор анувен̣у-джушт̣ам̇
йаир ва̄ нипӣтам ануракта-кат̣а̄кша-мокшам
ш́рӣ — гопи сказали; акшан̣вата̄м — тех, у кого есть глаза; пхалам — плод; идам — этот; на — не; парам — иной; вида̄мах̣ — знаем; сакхйах̣ — о подруги; паш́ӯн — коров; анувивеш́айатох̣ — перегоняющих из одного леса в другой; вайасйаих̣ — с друзьями одногодками; вактрам — лик; враджа — Махараджи Нанды; сутайох̣ — сыновей; ану — флейтой украшены; йаих̣ — которыми; ва̄ — или; нипӣтам — впитываемый; ануракта — любовные; кат̣а — взгляды; мокшам — раздающий.

Перевод:

Гопи сказали: О подруги, велика удача тех, чей взор устремлен к прекрасным лицам двух сыновей Махараджи Нанды. Гоня перед Собой коров, Они вместе с друзьями удаляются в лес. Они держат у Своих губ флейты и с любовью смотрят на жителей Вриндавана. Нам думается, что любой, у кого есть глаза, не найдет лучшего зрелища.

Комментарий:

Этот перевод взят из «Чайтанья-чаритамриты» Шрилы Прабхупады (Ади, 4.155).
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментирует этот стих таким образом: «Гопи хотели сказать: „О подруги, что смогут увидеть ваши глаза, если вы будете оставаться в кандалах мирской семейной жизни? Творец даровал нам эти глаза: так давайте же смотреть на самое прекрасное, что есть на свете, — Кришну“».
Гопи опасались, что, услышав их романтические речи, их матери и другие старшие не одобрят их поведения. Вот почему они говорят: акшан̣вата̄м̇ пхалам — «Лицезреть Кришну — цель не только наша, но и всех живых существ». Иначе говоря, гопи утверждают, что раз Кришна является высшим объектом любви каждого живого существа, то почему бы и им не испытывать к Господу духовную любовь?
Как утверждают ачарьи, этот и каждый из последующих стихов (вплоть до девятнадцатого) произносят разные гопи.

Текст 8

चूतप्रवालबर्हस्तबकोत्पलाब्ज-
मालानुपृक्तपरिधानविचित्रवेशौ ।
मध्ये विरेजतुरलं पशुपालगोष्ठ्यां
रङ्गे यथा नटवरौ क्‍व च गायमानौ ॥ ८ ॥
чӯта-права̄ла-барха-стабакотпала̄бджа-
ма̄ла̄нупр̣кта-паридха̄на-вичитра-веш́ау
мадхйе виреджатур алам̇ паш́у-па̄ла-гошт̣хйа̄м̇
ран̇ге йатха̄ нат̣а-варау квача га̄йама̄нау
чӯта — мангового дерева; права̄ла — с молодыми побегами; барха — с павлиньими перьями; стабака — с букетами цветов; утпала — с лотосами; абджа — лилиями; ма̄ла̄ — с гирляндами; анупр̣кта — касающиеся; паридха̄на — одеяния; вичитра — в разнообразные; веш́ау — те, что одеты; мадхйе — среди; виреджатух̣ — сияли; алам — в высшей степени; паш́у — пастушков; гошт̣хйа̄м — в обществе; ран̇ге — на сцене; йатха̄ — словно; нат̣а — искуснейшие танцоры; квача — иногда; га̄йама̄нау — (Сами) поющие.

Перевод:

Облаченные в изумительные наряды, украшенные гирляндами, павлиньими перьями, лотосами, лилиями, молодыми побегами мангового дерева и бутонами цветов, Кришна и Баларама сияют Своим великолепием в окружении друзей-пастушков. Они выглядят в точности как лучшие из танцоров, вышедшие на сцену давать представление, и иногда Они поют.

Комментарий:

Гопи, погруженные в воспоминания о лилах Господа Кришны, поют свою песнь экстатической любви. Они мечтали отправиться в тот лес, где Кришна являл Свои удивительные игры, и, спрятавшись в зарослях, хоть одним глазком увидеть, как Кришна и Баларама поют и танцуют вместе со Своими друзьями. Таково было их сокровенное желание, однако, поскольку они не могли осуществить его, гопи пели эту песнь, исполненную экстатической любви.