Текст 19

गा गोपकैरनुवनं नयतोरुदार-
वेणुस्वनै: कलपदैस्तनुभृत्सु सख्य: ।
अस्पन्दनं गतिमतां पुलकस्तरुणां
निर्योगपाशकृतलक्षणयोर्विचित्रम् ॥ १९ ॥
га̄ гопакаир ану-ванам̇ найатор уда̄ра-
вен̣у-сванаих̣ кала-падаис тану-бхр̣тсу сакхйах̣
аспанданам̇ гати-мата̄м̇ пулакас тарун̣а̄м̇
нирйога-па̄ш́а-кр̣та-лакшан̣айор вичитрам
га̄х̣ — коровы; гопакаих̣ — с пастушка́ми; ану — в каждый лес; найатох̣ — ведущих; уда̄ра — щедрыми; вен̣у — звуками флейты (Господа); кала — сладостными; тану — среди живых существ; сакхйах̣ — о подруги; аспанданам — неподвижность; гати — способных двигаться; пулаках̣ — экстаз ликования; тарун̣а̄м — (неподвижных) деревьев; нирйога — по веревкам для связывания задних ног коров; кр̣та — тех, кого можно отличить (Кришну и Балараму); вичитрам — удивителен.

Перевод:

Мои дорогие подруги, когда Кришна и Баларама в окружении Своих друзей гонят коров по лесу, Они несут веревки, которыми связывают задние ноги коров во время дойки. Когда Кришна играет на флейте, ее сладкие звуки заставляют всех движущихся живых существ замереть, а неподвижные существа начинают дрожать от экстаза. Как же удивительно все это!

Комментарий:

Иногда Кришна и Баларама носили веревки на головах, а иногда вешали их на плечи. Таким образом, даже пастушеское снаряжение становилось Их украшением. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что веревки Кришны и Баларамы свиты из желтой ткани, а с обоих концов они украшены жемчугом.
Иногда мальчики повязывали эти веревки вокруг тюрбанов, и из них получались замечательные украшения.
Следующие материалы:

Текст 20

एवंविधा भगवतो या वृन्दावनचारिण: ।
वर्णयन्त्यो मिथो गोप्य: क्रीडास्तन्मयतां ययु: ॥ २० ॥
эвам̇-видха̄ бхагавато
йа̄ вр̣нда̄вана-ча̄рин̣ах̣
варн̣айантйо митхо гопйах̣
крӣд̣а̄с тан-майата̄м̇ йайух̣
эвам — таковы; бхагаватах̣ — Верховной Личности Бога; йа̄х̣ — которые; вр̣нда̄вана — бродящего по лесам Вриндавана; варн̣айантйах̣ — описывающие; митхах̣ — друг другу; гопйах̣ — гопи; тат — полноты экстаза от размышлений о Нем; йайух̣ — достигли.

Перевод:

Так, рассказывая друг другу об удивительных развлечениях Верховного Господа, бродящего по лесу Вриндавана, гопи целиком погрузились в размышления о Нем.

Комментарий:

В связи с этим Шрила Прабхупада пишет: «Находиться в сознании Кришны — значит всегда так или иначе быть погруженными в мысли о Кришне. Лучшим примером тому неизменно служит поведение гопи. Поэтому Господь Чайтанья говорил, что никто и никогда не поклонялся Верховному Господу лучше, чем гопи. Гопи не были дочерьми знатных брахманов или кшатриев — они родились в семьях вайшьев, и даже не богатых торговцев, а простых пастухов. Они не получили хорошего образования, но узнали о многом от брахманов, знатоков Вед. И единственным желанием гопи было всегда думать о Кришне».
Так заканчивается комментарий смиренных слуг Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двадцать первой главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Гопи прославляют песнь флейты Кришны».