Текст 40

अथ तालफलान्यादन्मनुष्या गतसाध्वसा: ।
तृणं च पशवश्चेरुर्हतधेनुककानने ॥ ४० ॥
атха та̄ла-пхала̄нй а̄дан
манушйа̄ гата-са̄дхваса̄х̣
тр̣н̣ам̇ ча паш́аваш́ черур
хата-дхенука-ка̄нане
атха — затем; та̄ла — пальм; пхала̄ни — плоды; а̄дан — ели; манушйа̄х̣ — люди; гата — утратившие страх; тр̣н̣ам — на траву; ча — и; паш́авах̣ — животные; черух̣ — пришли пастись; хата — где убит; дхенука — Дхенука; ка̄нане — в лесу.

Перевод:

Отныне коровы могли мирно пастись в Талаване, а люди — беспрепятственно входить в лес, где нашел свою смерть Дхенука, и, не ведая страха, вкушать плоды деревьев тала.

Комментарий:

По мнению ачарьев, плоды пальмовых деревьев достались низкорожденным людям, таким как пулинды, поскольку пастушки сочли запачканные кровью ослов плоды оскверненными.
Следующие материалы:

Текст 41

कृष्ण: कमलपत्राक्ष: पुण्यश्रवणकीर्तन: ।
स्तूयमानोऽनुगैर्गोपै: साग्रजो व्रजमाव्रजत् ॥ ४१ ॥
кр̣шн̣ах̣ камала-патра̄кшах̣
пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣
стӯйама̄но ’нугаир гопаих̣
са̄граджо враджам а̄враджат
кр̣шн̣ах̣ — Господь Шри Кришна; камала — тот, чьи глаза напоминают лепестки лотоса; пун̣йа — тот, слушание и воспевание чьих деяний приносит праведность; стӯйама̄нах̣ — прославляемый; анугаих̣ — последователями; гопаих̣ — пастушками; са — сопровождаемый старшим братом Баларамой; враджам — во Врадж; а̄враджат — возвратился.

Перевод:

Лотосоокий Господь Шри Кришна, чья слава делает праведниками тех, кто воспевает ее и слушает о ней, возвратился во Врадж вместе со Своим старшим братом, Баларамой. По пути домой пастушки, Его верные последователи, прославляли Его.

Комментарий:

Любой, кто говорит или слушает о славе Господа Шри Кришны, полностью очищается и становится праведным.

Текст 42

तं गोरजश्छुरितकुन्तलबद्धबर्ह-
वन्यप्रसूनरुचिरेक्षणचारुहासम् ।
वेणुम्क्वणन्तमनुगैरुपगीतकीर्तिं
गोप्यो दिद‍ृक्षितद‍ृशोऽभ्यगमन् समेता: ॥ ४२ ॥
там̇ гораджаш́-чхурита-кунтала-баддха-барха-
ванйа-прасӯна-ручирекшан̣а-ча̄ру-ха̄сам
вен̣ум кван̣антам анугаир упагӣта-кӣртим̇
гопйо дидр̣кшита-др̣ш́о ’бхйагаман самета̄х̣
там — Его; го — пылью, поднятой коровами; чхурита — покрытого; кунтала — в локоны; баддха — воткнутое; барха — павлинье перо; ванйа — лесные цветы; ручира — прекрасные глаза; ча̄ру — того, у которого чарующая улыбка; вен̣ум — на флейте; кван̣антам — играющего; анугаих̣ — с друзьями; упагӣта — воспета; кӣртим — того, чья слава; гопйах̣ — гопи; др̣ш́ах̣ — те, чьи глаза; абхйагаман — вышли; самета̄х̣ — все вместе.

Перевод:

Волосы Господа Кришны, покрытые пылью, поднятой копытами коров, украшало павлинье перо и лесные цветы. Лицо Его освещала улыбка. Играя на флейте, Господь смотрел вокруг взглядом, исполненным любви, а Его друзья прославляли Его. Юные гопи, чьи глаза жаждали видеть Господа, все как одна вышли встречать Его.

Комментарий:

На первый взгляд, гопи были молодыми замужними женщинами, застенчивыми и скромными. Поэтому можно было предположить, что они будут стесняться с любовью смотреть на прекрасного юношу — Шри Кришну. Однако Шри Кришна — это Сам Верховный Господь, а все живые существа — Его вечные слуги. Вот почему наичистейшие среди всех великих душ, гопи, не колеблясь выбегали навстречу Господу и позволяли своим влюбленным глазам пить нектар красоты юного Кришны. Гопи также наслаждались сладкими напевами Его флейты и волшебным ароматом, исходившим от Его тела.