Текст 46

तावत् सर्वे वत्सपाला: पश्यतोऽजस्य तत्क्षणात् ।
व्यद‍ृश्यन्त घनश्यामा: पीतकौशेयवासस: ॥ ४६ ॥
та̄ват сарве ватса-па̄ла̄х̣
паш́йато ’джасйа тат-кшан̣а̄т
вйадр̣ш́йанта гхана-ш́йа̄ма̄х̣
пӣта-кауш́ейа-ва̄сасах̣
та̄ват — затем; сарве — все; ватса — телята и мальчики, которые о них заботились; паш́йатах̣ — смотревшего; аджасйа — Господа Брахмы; тат — в тот же миг; вйадр̣ш́йанта — предстали взору; гхана — имеющие темный цвет дождевых туч; пӣта — облаченные в желтые шелковые одежды.

Перевод:

Затем все телята и заботившиеся о них мальчики мгновенно предстали перед взором Господа Брахмы в телах цвета синеватой дождевой тучи и в желтых шелковых одеждах.

Комментарий:

На глазах у Брахмы все телята и пастушки мгновенно превратились в вишну-мурти, у которых были темно- синие тела и желтые одежды. Брахма размышлял над тем, чего стоит его сила по сравнению с колоссальной, беспредельной силой Кришны, но, не успев прийти к какому-либо выводу, увидел это мгновенное превращение.
Следующие материалы:

Текст 47-48

चतुर्भुजा: शङ्खचक्रगदाराजीवपाणय: ।
किरीटिन: कुण्डलिनो हारिणो वनमालिन: ॥ ४७ ॥
श्रीवत्साङ्गददोरत्नकम्बुकङ्कणपाणय: ।
नूपुरै: कटकैर्भाता: कटिसूत्राङ्गुलीयकै: ॥ ४८ ॥
чатур-бхуджа̄х̣ ш́ан̇кха-чакра-гада̄-ра̄джӣва-па̄н̣айах̣
кирӣт̣инах̣ кун̣д̣алино
ха̄рин̣о вана-ма̄линах̣

ш́рӣватса̄н̇гада-до-ратна-камбу-кан̇кан̣а-па̄н̣айах̣
нӯпураих̣ кат̣акаир бха̄та̄х̣
кат̣и-сӯтра̄н̇гулӣйакаих̣
чатух̣ — четырехрукие; ш́ан̇кха — держащие в руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса; кирӣт̣инах̣ — носящие шлемы на голове; кун̣д̣алинах̣ — украшенные серьгами; ха̄рин̣ах̣ — носящие жемчужные ожерелья; вана — украшенные гирляндами из лесных цветов; ш́рӣватса — носящие эмблему богини процветания на груди, браслеты на руках, драгоценный камень Каустубха на шее, отмеченной тремя линиями, словно раковина, браслеты на запястьях; нӯпураих̣ — с украшениями на стопах; кат̣акаих̣ — с кольцами на щиколотках; бха̄та̄х̣ — выглядящие очень красиво; кат̣и — со священными поясами на талии и кольцами на пальцах.

Перевод:

У каждого из Них было по четыре руки, в которых Они держали раковину, диск, булаву и лотос. На голове у Них был шлем, в ушах — серьги, а на шее — гирлянды из лесных цветов. На верхней правой части Их груди красовался знак богини процветания. Кроме того, у Них были браслеты на верхней части рук, на щиколотках и запястьях и драгоценный камень Каустубха на шее, отмеченной тремя линиями, как раковина. На стопах у Них были украшения, а на талии — священный пояс. Украшенные этим, они блистали красотой.

Комментарий:

У всех вишну-мурти было по четыре руки, в которых Они держали раковину и прочее, но так выглядят и те, кто достиг сарупья-мукти на Вайкунтхе и благодаря этому имеет такой же облик, как у Господа. Однако у вишну-мурти, представших взору Господа Брахмы, были еще и знак Шриватсы, а также драгоценный камень Каустубха, которые носит только Сам Верховный Господь. Это доказывает, что все эти мальчики и телята действительно были непосредственными экспансиями Вишну, Личности Бога, а не просто Его спутниками с Вайкунтхи. Сам Вишну является частичным проявлением Кришны, поэтому все достояния Вишну присутствуют в Кришне, и нет ничего удивительного в том, что Кришна проявил столько форм Вишну.
В «Вайшнава-тошани» говорится, что знак Шриватсы представляет собой завиток желтых волос на верхней правой части груди Господа Вишну. У обыкновенных живых существ, преданных Господа, нет этого знака: он является отличительным признаком Самого Вишну или Кришны.

Текст 49

आङ्‍‍घ्रिमस्तकमापूर्णास्तुलसीनवदामभि: ।
कोमलै: सर्वगात्रेषु भूरिपुण्यवदर्पितै: ॥ ४९ ॥
а̄н̇гхри-мастакам а̄пӯрн̣а̄с
туласӣ-нава-да̄мабхих̣
комалаих̣ сарва-га̄трешу
бхӯри-пун̣йавад-арпитаих̣
а̄ — от стоп до макушки; а̄пӯрн̣а̄х̣ — разукрашенные; туласӣ — гирляндами из свежих листьев туласи; комалаих̣ — нежными, мягкими; сарва — на всех частях тела; бхӯри — приподнесенными им преданными, теми, кто занят самой благочестивой деятельностью: поклонением Верховному Господу посредством слушания, воспевания и т. д.

Перевод:

Каждую часть Их тела, от стоп до макушки, украшали гирлянды из свежих, нежных листьев туласи, поднесенных преданными, которые занимались самой благочестивой деятельностью: поклонялись Господу, слушая о Нем и воспевая Его.

Комментарий:

Важную роль в данном стихе играет слово бхӯри-пун̣йавад-арпитаих̣. Всем этим формам Вишну поклонялись те, кто на протяжении многих жизней совершал благочестивые поступки (сукр̣тибхих̣) и постоянно занимался преданным служением (ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣). Путем бхакти, преданного служения, идут те, кто занимался благочестивой деятельностью очень высокого порядка. Накопление плодов благочестивой деятельности уже упоминалось в другом месте «Шримад-Бхагаватам» (10.12.11), где Шукадева Госвами говорит:
иттхам̇ сата̄м̇ брахма-сукха̄нубхӯтйа̄
да̄сйам̇ гата̄на̄м̇ пара-даиватена
ма̄йа̄ш́рита̄на̄м̇ нара-да̄ракен̣а
са̄кам̇ виджахрух̣ кр̣та-пун̣йа-пун̃джа̄х̣
«Ни те, кто, идя путем самоосознания, стремится погрузиться в сияние Господа (Брахман), ни те, кто преданно служит Верховной Личности как своему повелителю, ни те, кто, находясь во власти майи, считает Господа обыкновенным человеком, не способны понять, что некоторые возвышенные личности, накопив огромный запас благочестия, сейчас в образе пастушков играют с Господом как со своим другом».
В нашем храме Кришны-Баларамы во Вриндаване растет дерево тамал, которое занимает целый угол двора. Когда там не было храма, у этого дерева был жалкий вид, но теперь оно пышно разрослось и заняло весь угол двора. Это признак бхури-пуньи.