Оригинал:
चतुर्भुजा: शङ्खचक्रगदाराजीवपाणय: ।
किरीटिन: कुण्डलिनो हारिणो वनमालिन: ॥ ४७ ॥
श्रीवत्साङ्गददोरत्नकम्बुकङ्कणपाणय: ।
नूपुरै: कटकैर्भाता: कटिसूत्राङ्गुलीयकै: ॥ ४८ ॥
Транскрипция:
чатур-бхуджа̄х̣ ш́ан̇кха-чакра-гада̄-ра̄джӣва-па̄н̣айах̣
кирӣт̣инах̣ кун̣д̣алино
ха̄рин̣о вана-ма̄линах̣
ш́рӣватса̄н̇гада-до-ратна-камбу-кан̇кан̣а-па̄н̣айах̣
нӯпураих̣ кат̣акаир бха̄та̄х̣
кат̣и-сӯтра̄н̇гулӣйакаих̣
Синонимы:
чатух̣ — четырехрукие; ш́ан̇кха — держащие в руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса; кирӣт̣инах̣ — носящие шлемы на голове; кун̣д̣алинах̣ — украшенные серьгами; ха̄рин̣ах̣ — носящие жемчужные ожерелья; вана — украшенные гирляндами из лесных цветов; ш́рӣватса — носящие эмблему богини процветания на груди, браслеты на руках, драгоценный камень Каустубха на шее, отмеченной тремя линиями, словно раковина, браслеты на запястьях; нӯпураих̣ — с украшениями на стопах; кат̣акаих̣ — с кольцами на щиколотках; бха̄та̄х̣ — выглядящие очень красиво; кат̣и — со священными поясами на талии и кольцами на пальцах.
Перевод:
У каждого из Них было по четыре руки, в которых Они держали раковину, диск, булаву и лотос. На голове у Них был шлем, в ушах — серьги, а на шее — гирлянды из лесных цветов. На верхней правой части Их груди красовался знак богини процветания. Кроме того, у Них были браслеты на верхней части рук, на щиколотках и запястьях и драгоценный камень Каустубха на шее, отмеченной тремя линиями, как раковина. На стопах у Них были украшения, а на талии — священный пояс. Украшенные этим, они блистали красотой.
Комментарий:
У всех вишну-мурти было по четыре руки, в которых Они держали раковину и прочее, но так выглядят и те, кто достиг сарупья-мукти на Вайкунтхе и благодаря этому имеет такой же облик, как у Господа. Однако у вишну-мурти, представших взору Господа Брахмы, были еще и знак Шриватсы, а также драгоценный камень Каустубха, которые носит только Сам Верховный Господь. Это доказывает, что все эти мальчики и телята действительно были непосредственными экспансиями Вишну, Личности Бога, а не просто Его спутниками с Вайкунтхи. Сам Вишну является частичным проявлением Кришны, поэтому все достояния Вишну присутствуют в Кришне, и нет ничего удивительного в том, что Кришна проявил столько форм Вишну.
В «Вайшнава-тошани» говорится, что знак Шриватсы представляет собой завиток желтых волос на верхней правой части груди Господа Вишну. У обыкновенных живых существ, преданных Господа, нет этого знака: он является отличительным признаком Самого Вишну или Кришны.