Текст 35
Оригинал:
व्रजस्य राम: प्रेमर्धेर्वीक्ष्यौत्कण्ठ्यमनुक्षणम् ।
मुक्तस्तनेष्वपत्येष्वप्यहेतुविदचिन्तयत् ॥ ३५ ॥
Транскрипция:
враджасйа ра̄мах̣ премардхер
вӣкшйауткан̣т̣хйам анукшан̣ам
мукта-станешв апатйешв апй
ахету-вид ачинтайат
Синонимы:
враджасйа — ста́да коров; ра̄мах̣ — Баларама; према — из за возросшей любви; вӣкшйа — увидев; аут — привязанность; ану — постоянно; мукта — подросшим и уже не сосущим молоко своих матерей; апатйешу — к телятам; апи — даже; ахету — не знающий причину; ачинтайат — рассуждал так.
Перевод:
Из-за охватившей их нежности, коров непрерывно тянуло к тем телятам, которые уже выросли и перестали пить молоко своих матерей. Увидев это, Баладева не мог понять, почему коровы так привязаны к своим старшим телятам, и стал рассуждать следующим образом.
Комментарий:
У коров были младшие телята, которые начали пить их молоко, причем некоторые коровы отелились совсем недавно, но почему-то они преисполнились любви к своим старшим телятам, которые уже перестали пить их молоко, и бурно проявляли ее. Хотя эти телята уже выросли, их матери, охваченные нежностью, хотели поить их своим молоком. Балараму это несколько удивило, и Он решил узнать у Кришны причину такого поведения коров. Хотя тут же находились и младшие телята, их матерям больше хотелось напоить молоком старших телят, потому что те были экспансиями Кришны. Эти удивительные события устраивала йогамайя. Под началом Кришны действуют две майи: махамайя, энергия материального мира, и йогамайя, энергия духовного мира. Описанные здесь необычайные события происходили под влиянием йогамайи. С того самого дня, когда Брахма похитил телят и мальчиков, йогамайя действовала таким образом, что обитатели Вриндавана, в том числе и Господь Баларама, не могли понять, как под ее влиянием происходили такие чудеса. Но со временем Баларама все-таки понял, что это действует йогамайя, и потому обратился к Кришне с вопросом.
Следующие материалы:
Текст 36
Оригинал:
किमेतदद्भुतमिव वासुदेवेऽखिलात्मनि ।
व्रजस्य सात्मनस्तोकेष्वपूर्वं प्रेम वर्धते ॥ ३६ ॥
Транскрипция:
ким этад адбхутам ива
ва̄судеве ’кхила̄тмани
враджасйа са̄тманас токешв
апӯрвам̇ према вардхате
Синонимы:
ким — что; этат — это; адбхутам — удивительное; ива — словно; ва̄судеве — к Ва̄судеве, Господу Шри Кришне; акхила — Сверхдуше всех живых существ; враджасйа — обитателей Враджа; са — со Мной; токешу — к мальчикам; апӯрвам — как никогда прежде; према — любовь; вардхате — усиливается.
Перевод:
Что за чудеса? Любовь, которую испытывают к этим мальчикам и телятам все обитатели Враджа, в том числе Я, усиливается как никогда прежде, подобно нашей любви к Господу Кришне, Сверхдуше всех живых существ.
Комментарий:
Усиление любви не было проявлением майи: оно объясняется тем, что Кришна принял облик тех мальчиков и телят и, поскольку все обитатели Вриндавана жили только ради Кришны, коровы, любя Кришну, испытывали бо́льшую нежность к своим старшим телятам, чем к младшим, а отцы стали еще сильнее любить своих сыновей. Балараму поразило, что все жители Вриндавана стали относиться к своим детям с такой же любовью, с какой они относились к Кришне. И коровы стали любить своих телят так же, как они любили Кришну. Наблюдая за действиями йогамайи, Баларама был весьма удивлен. Поэтому Он спросил Кришну: «Что за чудеса здесь происходят?»
Текст 37
Оригинал:
केयं वा कुत आयाता दैवी वा नार्युतासुरी ।
प्रायो मायास्तु मे भर्तुर्नान्या मेऽपि विमोहिनी ॥ ३७ ॥
Транскрипция:
кейам̇ ва̄ кута а̄йа̄та̄
даивӣ ва̄ на̄рй ута̄сурӣ
пра̄йо ма̄йа̄сту ме бхартур
на̄нйа̄ ме ’пи вимохинӣ
Синонимы:
ка̄ — кто; ийам — эта; ва̄ — или; кутах̣ — откуда; а̄йа̄та̄ — пришедшая; даивӣ — полубогиня; ва̄ — или; на̄рӣ — женщина; ута — или; а̄сурӣ — демоница; пра̄йах̣ — скорее всего; ма̄йа̄ — иллюзорная энергия; асту — будет; ме — Моего; бхартух̣ — повелителя (Господа Кришны); на — не; анйа̄ — иная; ме — Моя; апи — несомненно; вимохинӣ — та, кто ввергает в замешательство.
Перевод:
Откуда явилась обладательница такого мистического могущества и кто она? Богиня она или демоница? Похоже, что это иллюзорная энергия Моего повелителя, Господа Кришны, ибо кто еще способен привести Меня в замешательство?
Комментарий:
Баларама удивился. Столь необычайное проявление любви, думал Он, — это чудо, которое совершили либо полубоги, либо какой-нибудь мистик. А иначе как могла произойти такая разительная перемена? «Допустим, это майя какой-нибудь ракшаси, — думал Он, — но разве может ракшаси-майя повлиять на Меня? Это невозможно. Значит, это майя Кришны». Так Баларама пришел к выводу, что эта мистическая перемена была вызвана тем, кто является объектом поклонения даже для Него, то есть Самим Кришной, Верховным Господом: «Это устроил Кришна, и даже Я не мог противостоять Его мистической силе». Иными словами, Баларама понял, что на самом деле все эти мальчики и телята были экспансиями Кришны.