Текст 1

श्रीशुक उवाच
साधु पृष्टं महाभाग त्वया भागवतोत्तम ।
यन्नूतनयसीशस्य श‍ृण्वन्नपि कथां मुहु: ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
са̄дху пр̣шт̣ам̇ маха̄-бха̄га
твайа̄ бха̄гаватоттама
йан нӯтанайасӣш́асйа
ш́р̣н̣ванн апи катха̄м̇ мухух̣
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; са̄дху — вопрос задан так, что это делает мне честь; маха̄ — о удачливейший; твайа̄ — тобой; бха̄гавата — о лучший из преданных; йат — потому что; нӯтанайаси — ты делаешь их новее и новее; ӣш́асйа — Верховной Личности Бога; ш́р̣н̣ван — хотя постоянно слушаешь; катха̄м — рассказ об играх; мухух̣ — снова и снова.

Перевод:

Шрила Шукадева Госвами сказал: О Парикшит, лучший и удачливейший из преданных, ты задал очень хороший вопрос. Хотя ты постоянно слушаешь об лилах Господа, они неизменно вызывают у тебя чувство новизны.

Комментарий:

Тот, кто не достиг высот в сознании Кришны, не может полностью сосредоточиться на играх Господа и постоянно слушать о них. Нитйам̇ нава-нава̄йама̄нам: хотя возвышенные преданные годами слушают о Господе, они испытывают при этом все усиливающееся чувство новизны. Поэтому такие преданные не могут отказаться слушать об играх Господа Кришны. Према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах̣ садаива хр̣дайешу вилокайанти. Слово сантах̣ относится к преданным, развившим в себе любовь к Кришне. Йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇ говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми (Б.-с., 5.38). Махараджа Парикшит назван в этом стихе лучшим из преданных, бхагаватоттамой, ибо, только поднявшись на очень высокую ступень преданного служения, можно постоянно ощущать свежесть и новизну повествований о Кришне и с восторгом продолжать их слушать.
Следующие материалы:

Текст 2

सतामयं सारभृतां निसर्गो
यदर्थवाणीश्रुतिचेतसामपि ।
प्रतिक्षणं नव्यवदच्युतस्य यत्
स्त्रिया विटानामिव साधुवार्ता ॥ २ ॥
сата̄м айам̇ са̄ра-бхр̣та̄м̇ нисарго
йад-артха-ва̄н̣ӣ-ш́рути-четаса̄м апи
прати-кшан̣ам̇ навйа-вад ачйутасйа йат
стрийа̄ вит̣а̄на̄м ива са̄дху ва̄рта̄
сата̄м — преданных; айам — это; са̄ра — парамахамс, тех, кто постиг сущность жизни; нисаргах̣ — свойство или признак; йат — который; артха — цель жизни и цель получения выгоды; ш́рути — цель познания; четаса̄м — тех, которые сделали целью и смыслом своей жизни блаженство бесед о трансцендентных предметах; прати — каждый миг; навйа — как новый; ачйутасйа — Господа Кришны; йат — поскольку; стрийа̄х̣ — женщин или секса; вит̣а̄на̄м — развратников, помешанных на женщинах; ива — как; са̄дху — настоящий разговор.

Перевод:

В глубине сердец парамахамс, преданных, постигших суть жизни, царит любовь к Кришне, и Он — цель их существования. Им свойственно каждый миг говорить только о Кришне, причем эта тема всегда кажется им новой. Их привлекают такие беседы, подобно тому как материалистов привлекают разговоры о женщинах и сексе.

Комментарий:

Слово са̄ра-бхр̣та̄м относится к парамахамсам. Хамса, лебедь, из смеси молока с водой извлекает молоко, а воду отделяет. Подобно этому, те, кто встал на духовный путь и, развив в себе сознание Кришны, понял, что Кришна — самое дорогое в жизни каждого, ни на миг не могут отказаться от кришна-катхи, повествований о Кришне. Такие парамахамсы всегда видят Кришну в глубине своих сердец (сантах̣ садаива хр̣дайешу вилокайанти). Кама (желания), кродха (гнев) и бхая (страх) неизменно присутствуют в материальном мире; есть они и в духовном, трансцендентном мире, но там их можно использовать в служении Кришне. Ка̄мам̇ кр̣шн̣а-карма̄рпан̣е. Желание парамахамс заключается в том, чтобы всегда действовать ради Кришны. Кродхам̇ бхакта- двеши джане. Свой гнев они направляют на непреданных, а бхаю превращают в страх сбиться с пути сознания Кришны. Таким образом, вся жизнь преданного-парамахамсы посвящена Кришне, тогда как человек, привязанный к материальному миру, живет лишь ради женщин и денег. То, что для материалистичного человека — день, для духовного человека — ночь. То, в чем материалист находит высшую сладость, то есть женщины и деньги, духовный человек считает ядом.
сандарш́анам̇ вишайина̄м атха йошита̄м̇ ча
ха ханта ханта виша-бхакшан̣ато ’пй аса̄дху
Так учит Чайтанья Махапрабху. Для парамахамсы главное в жизни — Кришна, а для материалиста — женщины и деньги.

Текст 3

श‍ृणुष्वावहितो राजन्नपि गुह्यं वदामि ते ।
ब्रूयु: स्‍निग्धस्य शिष्यस्य गुरवो गुह्यमप्युत ॥ ३ ॥
ш́р̣н̣ушва̄вахито ра̄джанн
апи гухйам̇ вада̄ми те
брӯйух̣ снигдхасйа ш́ишйасйа
гураво гухйам апй ута
ш́р̣н̣усва — выслушай же; авахитах̣ — с неотрывным вниманием; ра̄джан — о царь (Махараджа Парикшит); апи — хотя; гухйам — сокровеннейшее (поскольку деяния Кришны недоступны пониманию обыкновенных людей); вада̄ми — рассказываю; те — тебе; брӯйух̣ — могут объяснить; снигдхасйа — смиренного; ш́ишйасйа — ученика; гуравах̣ — духовные учители; гухйам — сокровеннейшее; апи — хотя и.

Перевод:

О царь, слушай меня внимательно. Хотя деяния Верховного Господа — великая тайна, непостижимая для обыкновенных людей, я расскажу тебе о них, ибо духовные учители объясняют смиренному ученику даже очень сокровенные и трудные для понимания предметы.

Комментарий:

[]