Текст 7
Оригинал:
आमन्त्र्य पाण्डुपुत्रांश्च शैनेयोद्धवसंयुत: ।
द्वैपायनादिभिर्विप्रै: पूजितै: प्रतिपूजित: ॥ ७ ॥
Транскрипция:
а̄мантрйа па̄н̣д̣у-путра̄м̇ш́ ча
ш́аинейоддхава-сам̇йутах̣
дваипа̄йана̄дибхир випраих̣
пӯджитаих̣ пратипӯджитах̣
Синонимы:
а̄мантрйа — призвав; па̄н̣д̣у — всех сынов Панду; ча — также; ш́аинейа — Сатьяки; уддхава — Уддхавой; сам̇йутах̣ — сопровождаемый; дваипа̄йана — таких риши, как Ведавьяса; випраих̣ — брахманам; пратипӯджитах̣ — Господь отвечал тем же.
Перевод:
Затем Господь Шри Кришна приготовился к отъезду. После того как брахманы, возглавляемые Шрилой Вьясадевой, выразили Ему свое почтение, Он ответил им тем же и пригласил к Себе сыновей Панду.
Комментарий:
Будучи кшатрием, Господь Кришна не должен был принимать почести от брахманов, но все присутствовавшие там брахманы во главе со Шрилой Вьясадевой знали, что Он — Личность Бога, и выразили Ему свое почтение. Господь же обменялся с ними приветствиями только для того, чтобы соблюсти установленные правила, которые гласят, что кшатрий должен беспрекословно повиноваться указаниям брахманов. Хотя Господу Шри Кришне всегда и везде оказывали почтение, которое подобает оказывать Всевышнему, Сам Господь никогда не нарушал обычаев, принятых в обществе четырех сословий. Господь умышленно соблюдал эти правила, чтобы другие в дальнейшем следовали Его примеру.
Следующие материалы:
Текст 8
Оригинал:
गन्तुं कृतमतिर्ब्रह्मन् द्वारकां रथमास्थित: ।
उपलेभेऽभिधावन्तीमुत्तरां भयविह्वलाम् ॥ ८ ॥
Транскрипция:
гантум̇ кр̣таматир брахман
два̄рака̄м̇ ратхам а̄стхитах̣
упалебхе ’бхидха̄вантӣм
уттара̄м̇ бхайа-вихвала̄м
Синонимы:
гантум — только собрался отправляться; кр̣таматих̣ — решив; брахман — о брахман; ратхам — в колеснице; а̄стхитах̣ — сидя; упалебхе — увидел; абхидха̄вантӣм — спешащую; уттара̄м — Уттару; бхайа — в страхе.
Перевод:
Взойдя на колесницу, чтобы направиться в Двараку, Он увидел спешащую к Нему испуганную Уттару.
Комментарий:
Все члены семьи Пандавов полностью полагались на защиту Господа, и поэтому Господь защищал их в любых обстоятельствах. Господь защищает каждого, но о том, кто полностью положился на Него, Он заботится особо. Отец более внимателен к младшему сыну, который во всем зависит от него.
Текст 9
Оригинал:
उत्तरोवाच
पाहि पाहि महायोगिन् देवदेव जगत्पते ।
नान्यं त्वदभयं पश्ये यत्र मृत्यु: परस्परम् ॥ ९ ॥
Транскрипция:
уттарова̄ча
па̄хи па̄хи маха̄-йогин
дева-дева джагат-пате
на̄нйам̇ твад абхайам̇ паш́йе
йатра мр̣тйух̣ параспарам
Синонимы:
уттара̄ — Уттара сказала; па̄хи — защити, о защити; маха̄ — величайший мистик; дева — тот, кому поклоняются принимающие поклонение; джагат — о Господь вселенной; на — не; анйам — кто либо иной; тват — кроме Тебя; абхайам — бесстрашие; паш́йе — я вижу; йатра — там, где; мр̣тйух̣ — смерть; параспарам — в мире двойственности.
Перевод:
Уттара сказала: О Господь богов, о Господь вселенной! Ты — величайший из мистиков. Умоляю тебя, защити меня, ибо в этом мире двойственности никто, кроме Тебя, не сможет вырвать меня из когтей смерти.
Комментарий:
Этот материальный мир — мир двойственности, в отличие от духовного мира, в котором царит единство. Он состоит из материи и духа, абсолютный же мир всецело духовен, там нет и тени материальных качеств. В мире двойственности каждый пытается стать его мнимым хозяином, а в абсолютном мире Господь — абсолютный господин, все же остальные — Его абсолютные слуги. В мире двойственности все завидуют друг другу, и из-за разделения на материю и дух здесь неизбежна смерть. Господь — единственное прибежище, которое вселяет бесстрашие в предавшуюся душу. Не предавшись лотосным стопам Господа, в материальном мире невозможно вырваться из когтей безжалостной смерти.