Текст 51

तत्राहामर्षितो भीमस्तस्य श्रेयान् वध: स्मृत: ।
न भर्तुर्नात्मनश्चार्थे योऽहन् सुप्तान् शिशून् वृथा ॥ ५१ ॥
татра̄ха̄маршито бхӣмас
тасйа ш́рейа̄н вадхах̣ смр̣тах̣
на бхартур на̄тманаш́ ча̄ртхе
йо ’хан супта̄н ш́иш́ӯн вр̣тха̄
татра — затем; а̄ха — сказал; амаршитах̣ — в гневе; бхӣмах̣ — Бхима; тасйа — его; ш́рейа̄н — высшее благо; вадхах̣ — убийство; смр̣тах̣ — записано; на — не; бхартух̣ — господина; на — не; а̄тманах̣ — себя самого; ча — и; артхе — ради; йах̣ — тот, кто; ахан — убил; супта̄н — спящих; ш́иш́ӯн — детей; вр̣тха̄ — без цели.

Перевод:

Но Бхима не согласился с ними и предложил убить преступника, который в гневе напрасно погубил спящих юношей, не принеся этим пользы ни себе, ни своему господину.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 52

निशम्य भीमगदितं द्रौपद्याश्च चतुर्भुज: ।
आलोक्य वदनं सख्युरिदमाहहसन्निव ॥ ५२ ॥
ниш́амйа бхӣма-гадитам̇
драупадйа̄ш́ ча чатур-бхуджах̣
а̄локйа ваданам̇ сакхйур
идам а̄ха хасанн ива
ниш́амйа — услышав это; бхӣма — Бхимой; гадитам — сказанное; драупадйа̄х̣ — Драупади; ча — и; чатух̣ — четырехрукий (Личность Бога); а̄локйа — посмотрев; ваданам — лицо; сакхйух̣ — Своего друга; идам — это; а̄ха — сказал; хасан — улыбаясь; ива — как бы.

Перевод:

Чатурбхуджа [четырехрукий], Личность Бога, выслушав Бхиму, Драупади и других, посмотрел в глаза Своему близкому другу Арджуне и, слегка улыбаясь, заговорил.

Комментарий:

У Господа Шри Кришны две руки, здесь же Его называют четырехруким, и причину этого объясняет Шридхара Свами. У Бхимы и Драупади были противоположные мнения относительно того, следует ли убивать Ашваттхаму. Бхима хотел немедленно убить его, Драупади же хотела его спасти. Можно представить себе Бхиму, собирающегося убить Ашваттхаму, и Драупади, препятствующую ему. Чтобы остановить их обоих, Господь явил еще две Своих руки. У изначальной формы предвечного Господа Шри Кришны всего две руки, но в облике Нараяны у Него их четыре. В форме Нараяны Он обитает со Своими преданными на планетах Вайкунтхи, а в изначальной форме Шри Кришны — на планете Кришналоке, находящейся в духовном небе неизмеримо выше планет Вайкунтхи. Поэтому в том, что Кришну называют чатурбхуджах̣, нет никакого противоречия. Если понадобится, Он может явить и сотни рук, как Он сделал это в Своей вишва-рупе, показанной Арджуне. Естественно, тот, кто может явить сотни и тысячи рук, если нужно, явит и четыре.
Пока Арджуна был в замешательстве, не зная, что делать с Ашваттхамой, Господь Шри Кришна, будучи очень близким другом Арджуны, взялся разрешить этот вопрос. И при этом Он улыбался.

Текст 53-54

श्रीभगवानुवाच
ब्रह्मबन्धुर्न हन्तव्य आततायी वधार्हण: ।
मयैवोभयमाम्नातं परिपाह्यनुशासनम् ॥ ५३ ॥
कुरु प्रतिश्रुतं सत्यं यत्तत्सान्‍त्वयता प्रियाम् ।
प्रियं च भीमसेनस्य पाञ्चाल्या मह्यमेव च ॥ ५४ ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
брахма-бандхур на хантавйа
а̄тата̄йӣ вадха̄рхан̣ах̣
майаивобхайам а̄мна̄там̇
парипа̄хй ануш́а̄санам

куру пратиш́рутам̇ сатйам̇
йат тат са̄нтвайата̄ прийа̄м
прийам̇ ча бхӣмасенасйа
па̄н̃ча̄лйа̄ махйам эва ча
ш́рӣ — Личность Бога; ува̄ча — сказал; брахма — родственник брахмана; хантавйах̣ — должен быть убит; а̄тата̄йӣ — агрессор; вадха — должен быть убит; майа̄ — Мной; эва — несомненно; убхайам — оба; а̄мна̄там — описанные в соответствии с указаниями авторитетов; парипа̄хи — исполни; ануш́а̄санам — предписания; куру — повинуйся; пратиш́рутам — как обещано; сатйам — истина; йат — то, что; са̄нтвайата̄ — успокаивая; прийа̄м — дорогую жену; прийам — удовлетворение; ча — также; бхӣмасенасйа — Шри Бхимасены; па̄н̃ча̄лйа̄х̣ — Драупади; махйам — и Мне также; эва — несомненно; ча — и.

Перевод:

Личность Бога Шри Кришна сказал: Нельзя убивать друга брахмана, но если он агрессор, это необходимо сделать. Все эти законы есть в писаниях, и тебе следует действовать согласно им. Ты должен выполнить обещание, данное своей жене, и поступить так, чтобы угодить Бхимасене и Мне.

Комментарий:

Арджуна был в замешательстве, поскольку Ашваттхаму, согласно разным писаниям, которые цитировали разные люди, необходимо было убить и одновременно пощадить. Как брахма-бандху, недостойного сына брахмана, Ашваттхаму нельзя было убивать, но в то же время он был агрессором, а по законам Ману агрессора, будь он даже брахманом, не говоря уже о недостойном сыне брахмана, необходимо убить. Дроначарья, несомненно, был брахманом в полном смысле этого слова, но и он был убит, так как принял участие в битве. Но хотя Ашваттхама и был агрессором, он был безоружен, а по закону безоружного или не имеющего колесницы врага убивать нельзя. Тут было от чего прийти в замешательство. Кроме того, Арджуна должен был выполнить обещание, данное Драупади, чтобы успокоить ее. Он должен был также удовлетворить Бхиму и Кришну, которые советовали убить Ашваттхаму. Арджуна стоял перед дилеммой, и Кришна помог ему выйти из этого положения.