Текст 21

तत: प्रादुष्कृतं तेज: प्रचण्डं सर्वतोदिशम् ।
प्राणापदमभिप्रेक्ष्य विष्णुं जिष्णुरुवाच ह ॥ २१ ॥
татах̣ пра̄душкр̣там̇ теджах̣
прачан̣д̣ам̇ сарвато диш́ам
пра̄н̣а̄падам абхипрекшйа
вишн̣ум̇ джишн̣ур ува̄ча ха
татах̣ — затем; пра̄душкр̣там — распространились; теджах̣ — сияние; прачан̣д̣ам — ужасное; сарватах̣ — вокруг; диш́ам — стороны света; пра̄н̣а — опасное для жизни; абхипрекшйа — увидев это; вишн̣ум — к Господу; джишн̣ух̣ — Арджуна; ува̄ча — сказал; ха — в прошлом.

Перевод:

Во всех направлениях мгновенно распространился ослепительный свет. Он был таким нестерпимым, что Арджуна, почувствовав, что его жизнь в опасности, обратился к Господу Шри Кришне.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 22

अर्जुन उवाच
कृष्ण कृष्ण महाबाहो भक्तानामभयङ्कर ।
त्वमेको दह्यमानानामपवर्गोऽसि संसृते: ॥ २२ ॥
арджуна ува̄ча
кр̣шн̣а кр̣шн̣а маха̄-ба̄хо
бхакта̄на̄м абхайан̇кара
твам эко дахйама̄на̄на̄м
апаварго ’си сам̇ср̣тех̣
арджунах̣ — Арджуна сказал; кр̣шн̣а — о Господь Кришна; кр̣шн̣а — о Господь Кришна; маха̄ — о Всемогущий; бхакта̄на̄м — преданных; абхайан̇кара — рассеивающий страхи; твам — Ты; эках̣ — один; дахйама̄на̄на̄м — те, кто страдает от; апаваргах̣ — путь освобождения; аси — есть; сам̇ср̣тех̣ — среди материальных страданий.

Перевод:

Арджуна сказал: О мой Господь Шри Кришна, Ты — всемогущая Личность Бога. Твои энергии безграничны, поэтому только Ты способен изгнать страх из сердца Своих преданных. Любой человек, охваченный пламенем материальных страданий, может найти путь к освобождению только в Тебе.

Комментарий:

Арджуна знал о трансцендентных качествах Господа Шри Кришны, потому что видел их проявление во время войны на Курукшетре, в которой они оба принимали участие. Поэтому представления Арджуны о Господе Кришне вполне авторитетны. Кришна всемогущ, и, помимо всего прочего, Он является источником бесстрашия для Своих преданных. Преданные Господа всегда бесстрашны, так как их защищает Сам Господь. Материальное существование напоминает лесной пожар, но по милости Господа Шри Кришны он может быть потушен. Духовный учитель — это представитель милости Господа. Поэтому через прозрачную среду достигшего самоосознания духовного учителя на человека, горящего в огне материального существования, может пролиться дождь милости Господа. Слова духовного учителя способны проникнуть в сердце страждущего человека и вложить в него трансцендентное знание, которое одно способно погасить пожар материального существования.

Текст 23

त्वमाद्य: पुरुष: साक्षादीश्वर: प्रकृते: पर: ।
मायां व्युदस्य चिच्छक्त्या कैवल्ये स्थित आत्मनि ॥ २३ ॥
твам а̄дйах̣ пурушах̣ са̄кша̄д
ӣш́варах̣ пракр̣тех̣ парах̣
ма̄йа̄м̇ вйудасйа чич-чхактйа̄
каивалйе стхита а̄тмани
твам — Ты есть изначальная; пурушах̣ — наслаждающаяся личность; са̄кша̄т — непосредственно; ӣш́варах̣ — повелитель; пракр̣тех̣ — материальной природы; парах̣ — трансцендентный; ма̄йа̄м — материальная энергия; вйудасйа — тот, кто отбросил; чит — посредством внутренней энергии; каивалйе — в чистом вечном знании и блаженстве; стхитах̣ — пребывающий; а̄тмани — самого себя.

Перевод:

Ты — изначальная Личность Бога, распространяющая Себя во всех творениях и трансцендентная к материальной энергии. Своей духовной энергией Ты нейтрализовал влияние материальной энергии. Ты всегда пребываешь в вечном блаженстве и обладаешь трансцендентным знанием.

Комментарий:

В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что тот, кто предается лотосным стопам Господа, может вырваться из тисков невежества. Кришна подобен солнцу, а майя, то есть материальное существование, подобна тьме. Там, где появляется солнечный свет, тьма, невежество, мгновенно рассеивается. В этом стихе предлагается лучший способ выбраться из мира невежества. Арджуна обращается здесь к Господу, называя Его изначальной Личностью Бога. Он дает начало всем остальным Личностям Бога. Всепроникающий Господь Вишну — полная часть, экспансия Кришны. Господь распространяет Себя в бесчисленных формах Бога и живых существ, а также в виде Своих различных энергий. Но Шри Кришна — это изначальный, предвечный Господь, из которого исходит все. Всепроникающий аспект Господа, который можно ощутить в проявленном мире, также является частичным проявлением Господа. Следовательно, Он включает в Себя и Параматму. Он — Абсолютная Личность Бога. Он не имеет никакого отношения к действиям и их последствиям в материальном творении, ибо Он неизмеримо выше материального творения. Темнота — это противоположность солнца, и, следовательно, она зависима в своем существовании от солнца, но в самом солнце нет и намека на темноту. Как солнце исполнено только света, так и Абсолютная Личность Бога, пребывающая вне материального бытия, исполнена блаженства. Бог исполнен не только блаженства, но и трансцендентного разнообразия. Трансцендентность отнюдь не статична, она полна динамичного разнообразия. Господь отличен от материальной природы, находящейся под влиянием хитросплетений трех гун. Он есть парама, властелин. Следовательно, Он абсолютен. Он владеет многообразными энергиями и с их помощью творит, поддерживает и разрушает материальный мир. Однако в Его собственной обители все вечно и абсолютно. Миром правят не сами энергии, не наделенные могуществом посредники, а всемогущий властелин этих энергий.