Текст 13-14

यदा मृधे कौरवसृञ्जयानां
वीरेष्वथो वीरगतिं गतेषु ।
वृकोदराविद्धगदाभिमर्श-
भग्नोरुदण्डे धृतराष्ट्रपुत्रे ॥ १३ ॥
भर्तु: प्रियं द्रौणिरिति स्म पश्यन्
कृष्णासुतानां स्वपतां शिरांसि ।
उपाहरद्विप्रियमेव तस्य
जुगुप्सितं कर्म विगर्हयन्ति ॥ १४ ॥
йада̄ мр̣дхе каурава-ср̣н̃джайа̄на̄м̇
вӣрешв атхо вӣра-гатим̇ гатешу
вр̣кодара̄виддха-гада̄бхимарш́а-
бхагнору-дан̣д̣е дхр̣тара̄шт̣ра-путре

бхартух̣ прийам̇ драун̣ир ити сма паш́йан
кр̣шн̣а̄-сута̄на̄м̇ свапата̄м̇ ш́ира̄м̇си
упа̄харад виприйам эва тасйа
джугупситам̇ карма вигархайанти
йада̄ — когда; мр̣дхе — на поле битвы; каурава — сторонники Дхритараштры; ср̣н̃джайа̄на̄м — сторонники Пандавов; вӣрешу — воинов; атхо — таким образом; вӣра — предназначение, заслуженное воинами; гатешу — обретя; вр̣кодара — Бхимы (второго из Пандавов); а̄виддха — сраженный; гада̄ — палицей; абхимарш́а — стеная; бхагна — сломанный; уру — хребет; дхр̣тара̄шт̣ра — сын царя Дхритараштры; бхартух̣ — господина; прийам — доставляющий удовлетворение; драун̣их̣ — сын Дроначарьи; ити — таким образом; сма — будет; паш́йан — видя; кр̣шн̣а̄ — Драупади; сута̄на̄м — сыновей; свапата̄м — во время сна; ш́ира̄м̇си — головы; упа̄харат — принес как трофей; виприйам — удовлетворяя; эва — подобно; тасйа — его; джугупситам — гнусный; карма — поступок; вигархайанти — не одобрил.

Перевод:

Когда воины обеих армий, Кауравов и Пандавов, полегли на поле битвы Курукшетра и мертвые обрели то, что заслужили, когда, стеная, упал сын Дхритараштры, с хребтом, перебитым палицей Бхимасены, сын Дроначарьи [Ашваттхама] обезглавил пятерых спавших сыновей Драупади и принес их головы как трофей своему господину, по глупости считая, что тот будет доволен. Но Дурьйодхана не одобрил его гнусного поступка и ничуть не был им доволен.

Комментарий:

Сюжет «Шримад-Бхагаватам» — трансцендентного повествования о деяниях Господа Шри Кришны — начинается с момента окончания битвы на Курукшетре, где Сам Господь поведал о Себе в «Бхагавад-гите». Следовательно, и «Бхагавад-гита», и «Шримад-Бхагаватам» — трансцендентные повествования о Господе Кришне. «Гита» — это кришна-катха, повествование о Кришне, потому что она поведана Господом. «Шримад-Бхагаватам» — тоже кришна-катха, потому что повествует о Господе. Господь Шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы все люди, исполняя Его волю, узнали обе кришна-катхи. Господь Кришна Чайтанья — Сам Кришна в образе преданного Кришны, поэтому мнение Шри Кришны не отличается от мнения Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья хотел, чтобы все, родившиеся в Индии, серьезно обратились к изучению этих кришна-катх, а потом, полностью поняв их, проповедовали трансцендентное послание всем и каждому во всех уголках Земли. Это принесет страждущему миру желанный покой и благополучие.
Следующие материалы:

Текст 15

माता शिशूनां निधनं सुतानां
निशम्य घोरं परितप्यमाना ।
तदारुदद्वाष्पकलाकुलाक्षी
तां सान्‍त्वयन्नाह किरीटमाली ॥ १५ ॥
ма̄та̄ ш́иш́ӯна̄м̇ нидханам̇ сута̄на̄м̇
ниш́амйа гхорам̇ паритапйама̄на̄
тада̄рудад ва̄шпа-кала̄кула̄кшӣ
та̄м̇ са̄нтвайанн а̄ха кирӣт̣ама̄лӣ
ма̄та̄ — мать; ш́иш́ӯна̄м — детей; нидханам — убийство; сута̄на̄м — сыновей; ниш́амйа — услышав; гхорам — ужасное; паритапйама̄на̄ — скорбя; тада̄ — тогда; арудат — зарыдала; ва̄шпа — со слезами на глазах; та̄м — ее; са̄нтвайан — успокаивая; а̄ха — сказал; кирӣт̣ама̄лӣ — Арджуна.

Перевод:

Драупади, мать пятерых детей Пандавов, услышав о том, что они злодейски убиты, охваченная горем, запричитала, и глаза ее наполнились слезами. Пытаясь утешить ее в ее горе, Арджуна сказал:

Комментарий:

[]

Текст 16

तदा शुचस्ते प्रमृजामि भद्रे
यद्ब्रह्मबन्धो: शिर आततायिन: ।
गाण्डीवमुक्तैर्विशिखैरुपाहरे
त्वाक्रम्य यत्‍स्‍नास्यसि दग्धपुत्रा ॥ १६ ॥
тада̄ ш́учас те прамр̣джа̄ми бхадре
йад брахма-бандхох̣ ш́ира а̄тата̄йинах̣
га̄н̣д̣ӣва-муктаир виш́икхаир упа̄харе
тва̄крамйа йат сна̄сйаси дагдха-путра̄
тада̄ — только тогда; ш́учах̣ — слезы горя; те — твои; прамр̣джа̄ми — высохнут; бхадре — о добродетельная женщина; йат — когда; брахма — деградировавшего брахмана; а̄тата̄йинах̣ — агрессора; га̄н̣д̣ӣва — сраженная луком Гандивой; виш́икхаих̣ — стрелами; упа̄харе — будет принесена тебе; тва̄ — ты сама; а̄крамйа — стоя на ней; йат — которой; сна̄сйаси — совершишь омовение; дагдха — после сожжения тел сыновей.

Перевод:

О достойная женщина, когда я принесу тебе голову этого брахмана, отсеченную стрелой из лука Гандивы, я осушу твои слезы и утешу тебя. А когда тела твоих сыновей будут преданы огню, ты сможешь совершить омовение, попирая его голову.

Комментарий:

Враг, который поджигает дом, подсыпает яд, нападает без предупреждения, используя смертоносное оружие, грабит, отбирает земли или соблазняет чужую жену, называется агрессором. Такой человек, даже если он брахман или так называемый сын брахмана, должен непременно понести наказание. Когда Арджуна пообещал обезглавить агрессора, он знал, что Ашваттхама был сыном брахмана, но, поскольку так называемый брахман поступил как палач, он заслуживал соответствующего отношения. Убийство сына брахмана, оказавшегося злодеем, не могло считаться грехом.