Текст 22

सकृद् यद्दर्शितं रूपमेतत्कामाय तेऽनघ ।
मत्काम: शनकै: साधु सर्वान्मुञ्चति हृच्छयान् ॥ २२ ॥
сакр̣д йад дарш́итам̇ рӯпам
этат ка̄ма̄йа те ’нагха
мат-ка̄мах̣ ш́анакаих̣ са̄дху
сарва̄н мун̃чати хр̣ч-чхайа̄н
сакр̣т — лишь раз; йат — то; дарш́итам — показанная; рӯпам — форма; этат — это; ка̄ма̄йа — для устремления; те — твоего; анагха — о добродетельный; мат — Меня; ка̄мах̣ — желание; ш́анакаих̣ — усиливая; са̄дхух̣ — преданный; сарва̄н — все; мун̃чати — отбрасывает; хр̣т — материальные желания.

Перевод:

О добродетельный, Я только один раз явился тебе, и то лишь для того, чтобы усилить твое стремление ко Мне, ибо чем больше ты будешь стремиться ко Мне, тем свободнее ты будешь от всех материальных желаний.

Комментарий:

Живое существо не может быть свободно от желаний. Оно не мертвый камень. Оно должно действовать, думать, ощущать и желать. Но когда его мысли, чувства и желания материальны, они порабощают его. И наоборот, когда мысли, чувства и желания живого существа направлены на служение Господу, оно постепенно освобождается от всех пут. Чем больше человек занимается трансцендентным любовным служением Господу, тем сильнее становится в нем жажда служения. Такова трансцендентная природа божественного служения. Материальное служение быстро надоедает, духовное же служение Господу никогда не надоедает и не имеет конца. Человек может, не пресыщаясь, сильнее и сильнее желать трансцендентного любовного служения Господу, и все же служению не будет конца. Самозабвенное служение Господу может принести человеку трансцендентное ощущение присутствия Господа. Таким образом, созерцать Господа — значит служить Ему, потому что служение Ему и сам Он неотличны друг от друга. Искренний преданный должен просто продолжать свое искреннее служение Господу. Господь укажет, как и где оно должно совершаться. У Нарады не было никаких материальных желаний, и все же, чтобы усилить в нем его горячее желание обрести Господа, ему был дан такой совет.
Следующие материалы:

Текст 23

सत्सेवयादीर्घयापि जाता मयि द‍ृढा मति: ।
हित्वावद्यमिमं लोकं गन्ता मज्जनतामसि ॥ २३ ॥
сат-севайа̄дӣргхайа̄пи
джа̄та̄ майи др̣д̣ха̄ матих̣
хитва̄вадйам имам̇ локам̇
ганта̄ мадж-джаната̄м аси
сат — служением Абсолютной Истине; адӣргхайа̄ — в течение нескольких дней; апи — даже; джа̄та̄ — достигнув; майи — во Мне; др̣д̣ха̄ — устойчивый; матих̣ — разум; хитва̄ — отвергает; авадйам — достойные порицания; имам — эти; локам — материальные миры; ганта̄ — уходя; мат — Моим спутником; аси — становится.

Перевод:

Если преданный занимается служением Абсолютной Истине даже в течение нескольких дней, его разум становится устойчивым и сосредоточивается на Мне. Позже, оставив эти полные скорби материальные миры, он становится Моим спутником в трансцендентном мире.

Комментарий:

Служение Абсолютной Истине означает служение Абсолютной Личности Бога под руководством истинного духовного учителя, являющегося прозрачной средой между Господом и преданным-неофитом. Преданный-неофит не способен приблизиться к Абсолютной Личности Бога с помощью своих нынешних несовершенных материальных чувств, поэтому он обучается трансцендентному служению Господу под руководством духовного учителя. В процессе этого обучения уже через несколько дней преданный-неофит обретает разум, необходимый для несения трансцендентного служения, что в конечном счете освобождает его от вечного пребывания в материальных мирах и возносит в трансцендентный мир, где он становится одним из освобожденных спутников Господа в Его царстве.

Текст 24

मतिर्मयि निबद्धेयं न विपद्येत कर्हिचित् ।
प्रजासर्गनिरोधेऽपि स्मृतिश्च मदनुग्रहात् ॥ २४ ॥
матир майи нибаддхейам̇
на випадйета кархичит
праджа̄-сарга-ниродхе ’пи
смр̣тиш́ ча мад-ануграха̄т
матих̣ — разум; майи — преданный Мне; нибаддха̄ — занятый; ийам — этим; на — никогда; випадйета — отделен; кархичит — в любое время; праджа̄ — живые существа; сарга — во время творения; ниродхе — как и во время уничтожения; апи — даже; смр̣тих̣ — память; ча — и; мат — Моей; ануграха̄т — по милости.

Перевод:

Разум, занятый преданным служением Мне, никогда не может быть разрушен. По Моей милости память твоя сохранится даже во время сотворения и разрушения вселенной.

Комментарий:

Преданное служение Личности Бога никогда не проходит даром. Поскольку Личность Бога вечна, то и разум, занятый служением Ему, и любое действие, связанное с Ним, также вечны. В «Бхагавад-гите» говорится, что такое трансцендентное служение Личности Бога накапливается из жизни в жизнь, и когда преданный достигает зрелости, все его служение делает его достойным войти в круг приближенных Личности Бога. Служение Богу никогда не бывает напрасным, оно накапливается, пока наконец не достигает зрелости.