Текст 2

व्यास उवाच
भिक्षुभिर्विप्रवसिते विज्ञानादेष्टृभिस्तव ।
वर्तमानो वयस्याद्ये तत: किमकरोद्भ‍वान् ॥ २ ॥
вйа̄са ува̄ча
бхикшубхир виправасите
виджн̃а̄на̄дешт̣р̣бхис тава
вартама̄но вайасй а̄дйе
татах̣ ким акарод бхава̄н
вйа̄сах̣ — Шри Вьясадева сказал; бхикшубхих̣ — великими странниками; виправасите — ушедшие в иные места; виджн̃а̄на — научное знание трансцендентного; а̄дешт̣р̣бхих̣ — тех, кто дал наставления; тава — твоего; вартама̄нах̣ — нынешнего; вайаси — срока жизни; а̄дйе — до начала; татах̣ — после того; ким — что; акарот — делал; бхава̄н — о добрый господин.

Перевод:

Шри Вьясадева сказал: Что ты [Нарада] делал после ухода великих мудрецов, наставлявших тебя в трансцендентной науке еще до начала твоей нынешней жизни?

Комментарий:

Вьясадева был учеником Нарададжи, поэтому, естественно, хотел знать, что делал Нарада после посвящения, полученного им от духовных учителей. Он хотел следовать по стопам Нарады, чтобы достичь той же ступени совершенства. Желание задавать духовному учителю вопросы — существенный фактор на пути к совершенству. Для этого метода есть специальный термин, он называется сад-дхарма-пр̣ччха̄.
Следующие материалы:

Текст 3

स्वायम्भुव कया वृत्त्या वर्तितं ते परं वय: ।
कथं चेदमुदस्राक्षी: काले प्राप्ते कलेवरम् ॥ ३ ॥
сва̄йамбхува кайа̄ вр̣ттйа̄
вартитам̇ те парам̇ вайах̣
катхам̇ чедам удасра̄кшӣх̣
ка̄ле пра̄пте калеварам
сва̄йамбхува — о сын Брахмы; кайа̄ — в каких условиях; вр̣ттйа̄ — занятиях; вартитам — проводил; те — ты; парам — после посвящения; вайах̣ — жизнь; катхам — как; ча — и; идам — это; удасра̄кшӣх̣ — ты оставил; ка̄ле — в свой срок; пра̄пте — обретя; калеварам — тело.

Перевод:

О сын Брахмы, как протекала твоя жизнь после посвящения и как ты получил это тело, покинув прежнее, состарившееся в свой срок?

Комментарий:

В предыдущей жизни Шри Нарада Муни был сыном обыкновенной служанки, поэтому очень важно знать, как он преобразился, обретя совершенное духовное тело, вечное, исполненное блаженства и знания. Чтобы удовлетворить всех, Шри Вьясадева попросил его рассказать об этом.

Текст 4

प्राक्कल्पविषयामेतां स्मृतिं ते मुनिसत्तम ।
न ह्येष व्यवधात्काल एष सर्वनिराकृति: ॥ ४ ॥
пра̄к-калпа-вишайа̄м эта̄м̇
смр̣тим̇ те муни-саттама
на хй эша вйавадха̄т ка̄ла
эша сарва-нира̄кр̣тих̣
пра̄к — прежде; калпа — дня Брахмы; вишайа̄м — предмет; эта̄м — обо всем этом; смр̣тим — воспоминания; те — твои; муни — о великий мудрец; на — не; хи — определенно; эшах̣ — все эти; вйавадха̄т — вносит отличие; ка̄лах̣ — ход времени; эшах̣ — все эти; сарва — все; нира̄кр̣тих̣ — уничтожение.

Перевод:

О великий мудрец, в положенный срок время уничтожает все. Как же эта история, произошедшая с тобой еще до наступления нынешнего дня Брахмы, осталась в твоей памяти свежей и нетронутой временем?

Комментарий:

Как нельзя уничтожить дух, уничтожив материальное тело, так нельзя уничтожить и духовное сознание. Духовное сознание Шри Нарады сформировалось еще в предыдущей калпе, когда у него было материальное тело. Сознание материального тела — это духовное сознание, проявляющееся через посредство материального тела. Это низший тип сознания, оно извращено и подвержено разрушению. Но сверхсознание сверхума на духовном плане — то же самое, что духовная душа, поэтому оно не подвержено уничтожению.