Текст 27

तस्मिंस्तदा लब्धरुचेर्महामते
प्रियश्रवस्यस्खलिता मतिर्मम ।
ययाहमेतत्सदसत्स्वमायया
पश्ये मयि ब्रह्मणि कल्पितं परे ॥ २७ ॥
тасмим̇с тада̄ лабдха-ручер маха̄-мате
прийаш́равасй аскхалита̄ матир мама
йайа̄хам этат сад-асат сва-ма̄йайа̄
паш́йе майи брахман̣и калпитам̇ паре
тасмин — так; тада̄ — тогда; лабдха — обрел; ручех̣ — вкус; маха̄ — о великий мудрец; прийаш́раваси — к Господу; аскхалита̄ — неослабное внимание; мама — мое; йайа̄ — которым; ахам — я; этат — все эти; сат — грубые и тонкие; сва — свое собственное невежество; паш́йе — видя; майи — во мне; брахман̣и — Всевышний; калпитам — принимаются; паре — в Трансцендентном.

Перевод:

О великий мудрец, как только я почувствовал это влечение к Личности Бога, я стал слушать повествования о Господе с неослабным вниманием. И по мере того как мое влечение усиливалось, я начал осознавать, что только по невежеству отождествлял себя с грубой и тонкой оболочками, ибо и Господь, и я трансцендентны.

Комментарий:

Невежество материального бытия сравнивается с темнотой, а Личность Бога во всех ведических писаниях сравнивается с солнцем. Там, где есть свет, нет места тьме. Слушание повествований об играх Господа само по себе является трансцендентным общением с Господом, поскольку нет различия между Самим Господом и Его трансцендентными играми. Соприкосновение с высшим светом неизменно рассеивает любое невежество. Только по своему невежеству обусловленная душа ошибочно считает, что она сама и Господь являются порождениями материальной природы. На самом же деле и Личность Бога, и живое существо трансцендентны и не имеют ничего общего с материальной природой. Когда мы избавляемся от невежества и в совершенстве осознаем, что ничего не существует вне Личности Бога, мы избавляемся от неведения. Поскольку и грубые, и тонкие тела исходят из Личности Бога, познание света позволяет человеку занять их служением Господу. Грубое тело нужно занимать действиями в служении Господу (например, приносить воду, мыть храм или кланяться). Это процесс арчаны — поклонения Господу в храме, и в нем грубое тело человека включается в служение Господу. Тонкий ум следует занять слушанием описаний трансцендентных игр Господа, размышлениями о них, воспеванием Его имени и т. д. Все эти действия трансцендентны. Ни одно из грубых или тонких чувств не следует занимать чем-либо иным. Такая реализация трансцендентной деятельности возможна только после многих и многих лет ученичества в преданном служении, но даже просто любовное влечение к Личности Бога, которое развилось у Нарады Муни в процессе слушания, очень действенно.
Следующие материалы:

Текст 28

इत्थं शरत्प्रावृषिकावृतू हरे-
र्विश‍ृण्वतो मेऽनुसवं यशोऽमलम् ।
सङ्कीर्त्यमानं मुनिभिर्महात्मभि-
र्भक्ति: प्रवृत्तात्मरजस्तमोपहा ॥ २८ ॥
иттхам̇ ш́арат-пра̄вр̣шика̄в р̣тӯ харер
виш́р̣н̣вато ме ’нусавам̇ йаш́о ’малам
сан̇кӣртйама̄нам̇ мунибхир маха̄тмабхир
бхактих̣ правр̣тта̄тма-раджас-тамопаха̄
иттхам — так; ш́арат — осень; пра̄вр̣шикау — сезон дождей; р̣тӯ — два сезона; харех̣ — Господа; виш́р̣н̣ватах̣ — постоянно слушая; ме — я; анусавам — постоянно; йаш́ах̣ — чистое прославление; сан̇кӣртйама̄нам — воспеваемое; мунибхих̣ — великими мудрецами; маха̄ — великими душами; бхактих̣ — преданное служение; правр̣тта̄ — потекло; а̄тма — живого существа; раджах̣ — гуна страсти; тама — гуна невежества; упаха̄ — исчезающий.

Перевод:

На протяжении двух времен года — сезона дождей и осени — я имел возможность внимать этим великим душам, мудрецам, постоянно воспевавшим чистейшую славу Господа Хари. И когда во мне забил ключ преданного служения, оболочки гун страсти и невежества спали с меня.

Комментарий:

Склонность к трансцендентному любовному служению Верховному Господу естественна для любого живого существа. Эта естественная склонность дремлет в каждом, но, из-за соприкосновения с материальной природой, гуны страсти и невежества с незапамятных времен скрывают его. Если по милости Господа и великодушных преданных Господа живому существу настолько повезет, что оно повстречается с чистыми преданными Господа и получит возможность услышать от них о чистой славе Господа, — его преданное служение наверняка забьет в нем подобно ключу и потечет, как поток воды в реке. Как река несет свои воды, пока они не достигнут моря, так и чистое преданное служение благодаря общению с чистыми преданными течет, пока не достигает конечной цели — трансцендентной любви к Богу. И ничто не может остановить этот поток преданного служения, который становится все сильнее и сильнее, не зная пределов. Он так могуч, что даже посторонний человек, увидев его, освобождается от влияния гун страсти и невежества. Таким образом устраняются эти два качества природы, и живое существо освобождается, возвращаясь в свое изначальное положение.

Текст 29

तस्यैवं मेऽनुरक्तस्य प्रश्रितस्य हतैनस: ।
श्रद्दधानस्य बालस्य दान्तस्यानुचरस्य च ॥ २९ ॥
тасйаивам̇ ме ’нурактасйа
праш́ритасйа хатаинасах̣
ш́раддхадха̄насйа ба̄ласйа
да̄нтасйа̄нучарасйа ча
тасйа — его; эвам — таким образом; ме — мои; анурактасйа — привязанный к ним; праш́ритасйа — послушно; хата — освобожденный от; энасах̣ — грехов; ш́раддадха̄насйа — верного; ба̄ласйа — мальчика; да̄нтасйа — подчинившего; анучарасйа — строго следующего наставлениям; ча — и.

Перевод:

Я был очень привязан к этим мудрецам. Я вел себя смиренно, и служение им уничтожило все мои грехи. В глубине сердца я непоколебимо верил в них. Обуздав чувства, я телом и умом строго следовал их указаниям.

Комментарий:

Здесь перечислены качества вероятного кандидата, обладая которыми он может рассчитывать подняться до уровня кристально чистого преданного. Такой кандидат всегда должен искать общения с чистыми преданными. Не следует позволять псевдопреданным вводить себя в заблуждение. Чтобы получить наставления чистого преданного, человек должен быть прост и кроток. Чистый преданный — это душа, полностью предавшаяся Личности Бога. Он понимает, что Личность Бога — верховный владыка, а все остальные — Его слуги. И только общение с чистыми преданными может избавить человека от всех грехов, накопленных им за время мирского общения. Преданный-неофит должен верно служить чистому преданному, быть очень послушным и строго следовать его наставлениям. Таковы признаки преданного, решившего уже в этой жизни добиться успеха.